Основные представления натурфилософии

Классификация НКМ

Научная картина мира – теоретизированная система научного понимания внешнего мира, включающая особую форму систематизации знаний, качественное их обобщение и мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий.

Третий этап – синтетический или современный. 4. Четвертый этап – интегральный.

Донаучный этап развития. 1. Первый этап – натурфилософический или античный. 2. Второй этап – эмпирический или аналитический. 3. Третий этап – синтетический или современный. 4. Четвертый этап – интегральный.

Исторические этапы становления естествознания.

1. Первый этап – натурфилософический или античный.
Заложены первоосновы научно-теоретического метода познания мира (доказательность, аргументированность) и разделения наук;
– Стихийно-материалистические и/или телеологические воззрения на структуру и развитие органического мира;
– Доминирование взглядов об истоках многообразия вещей и явлений из некой первоматерии;
– Сформулирована идея естественного происхождения живого, вечности, неизменности и неуничтожимости мира;
– Представлены первичные теории атомистического строения вещества и сформулированы космологические идеи строения мира.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит, Аристарх Самосский, Птолемей, Платон, Аристотель и др.

2. Второй этап – эмпирический или аналитический.
– Преобладание эмпирических знаний над теоретическими;
– Тенденция к возрастающей дифференциации естественных наук на более узкие специализированные области научного познания;
– Установление статичности, неизменности природных явлений во времени, вне эволюции и вне связи их друг с другом;
– Отсутствие систематизации научных знаний, целостности в понимании природных явлений и эволюционизма в их развитии.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Ф. Бэкон, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт и др.

– Диалектическо-материалистическое понимание окружающего мира;
– Синтез эмпирического и теоретического познания;
– Формирование целостности, структурированности познания и принципов эволюционизма
– Создание современной научной картины мира.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ: М.В. Ломоносов, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, Н. Карно, Г. Гельмгольц, Р. Клаузис, У. Томсон, М.Фарадей, Дж.К. Максвелл, Т. Шванн, М. Шлейден, Я.Э. Пуркинье, К. Линней, Ч. Дарвин, Мальпиги, Гарвей, А. Левенгук, А. Беккерель, В. Рентген, С. Кюри и П. Кюри, М. Планк и др.

Согласно научным областям Согласно научным воззрениям Согласно физическим постулатам
Физическая Биологическая Химическая Астрономическая и т.д. Термодинамическая Эволюционистская Системная Информационно-кибернетическая Синергетическая и т.д. Механистическая Атомистическая Электромагнитная Релятивистская Квантово-механическая

n Само понятие «научная картина мира появилось в естествознании и философии в конце 19 в., однако специальный, углубленный анализ его содержания стал проводиться с 60-х годов 20 века. И, тем не менее, до сих пор однозначное толкование этого понятия не достигнуто. Дело в том, что само это понятие несколько размыто, занимает промежуточное положение между философским и естественнонаучным отражением тенденций развития научного познания. Так существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук, например, физическая, биологическая…, или с точки зрения каких-либо господствующих методов, стилей мышления - вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, информационно-кибернетическая, синергетическая и т.п. картины мира. В то же время, можно дать следующие объяснение понятия научной картины мира. (НКМ).

n Научная картина мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных систем, о деталях самого познавательного процесса. При этом НКМ не является совокупностью общих знаний, а представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях природы, формируя, таким образом, мировоззрение человека.

n В отличие от строгих теорий НКМ обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с помощью моделей.

n Особенности различных картин мира выражаются в присущих им парадигмах.

n Парадигма (<греч. – пример, образец) – совокупность определенных стереотипов в понимании объективных процессов, а также способов их познания и интерпретации.

n Таким образом, можно дать следующее определение НКМ.

n НКМ – это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное их обобщение, мировоззренческий синтез различных научных теорий.

Специфика естественных, гуманитарных, математических наук

Уровень науки Естествознание Гуманитаристика Математика
Высказывания (лингвистический уровень) Предложения о явлениях природы и чувствах, фиксирующих положение дел Предложения о поступках людей, их ценностях и чувствах  
Мысли (когнитивный уровень) Понятия (описательные) Ценности  
Чувства (перцептуальный уровень) Чувства, фиксирующие положение дел Эмоции, связанные с поступками  
Изучаемые явления Природные явления Поступки людей  
       

Некоторые этапы развития естествознания.

Древнегреческая натурфилософия была основана на концепции единства всего сущего, то есть 1) на идее о происхождении всех вещей из какого-то единого начала (например, воздуха, воды, огня и т. п.) и 2) на идее о всеобщей одушевленности материи. Натурфилософия (философия природы) отличалась непосредственным созерцанием окружающего мира как единого целого и умозрительными выводами из этого созерцания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: