Лекция № 4.1: Взаимосвязь и различия PR с другими смежными сферами деятельности

1. ПР и журналистика

По своему генезису, общим средствам и задачам ПР близко стоят к журналистике, но при этом очень важно их различать.

Сходства:

1. Источник информации

2. Налаживание деловых связей

3. Изучение общественного мнения

4. Формирование общественного мнения

Различия:

ПР Журналистика
1. Стремление достичь взаимопонимания через добровольное принятие мнений и идей. 1. Идеологическая направленность.
2. Признание долговременной ответственности. 2. Финансовая зависимость.
3. Основа на этических нормах. 3. Ориентация на определенную аудиторию.
4. Неприемлемость негативного подхода. 4. Зависимость содержания от пристрастия сотрудников СМИ.
5. Полная ответственность. 5. Фильтрация информации (по разным, в том числе идеологическим, соображениям).
  6. Технологические особенности СМИ: поставляют информацию потребителю «порциями» (номерами, передачами), каждая из которых должна иметь цельную концепцию, что обусловливает определенный отбор информации.

Вывод: ПР признают долговременную ответственность и стремление убедить друг друга и достичь взаимопонимания через добровольное принятие мнений и идей. СМИ же на современном этапе развития имеют ряд особенностей, которые в своей совокупности мешают им в наибольшей мере способствовать развитию сотрудничества между двумя заинтересованными в этом сторонами. К таким особенностям относятся: размещение в СМИ заказных материалов под видом информации, невысокая степень журналистской компетенции и др.

2. ПР и реклама

По другой, наиболее часто встречающейся ассоциации ПР отождествляют с рекламой, однако при некоторых их сходствах это совсем не одно и то же.

Цель рекламы – реализация товаров (услуг) и формирование спроса на них; цель ПР – достижение понимания общества и приобретение его доверия.

Предмет воздействия: реклама – сегментированный потребитель; ПР – широкие слои общественности.

Сходства:

1. ПР-фирмы и рекламные агентства проводят процессы идентификации ключевой информации на стадиях планирования.

2. Реклама является одним из средств достижения целей, стоящих перед ПР.

Различия:

ПР Реклама
1. ПР пытаются убедить журналистов, что информация клиента заслуживает публикации, т.к. будет интересна читателям. 1. Реклама направлена лишь на продвижение товаров (услуг).
2. ПР формируют общественное мнение. 2. Реклама использует оплачиваемое время или место для передачи информации.
3. ПР стремятся достичь взаимопонимания и основаны на этических нормах. 3. Реклама отражает массовую психологию.
4. ПР предполагают диалог. 4. Реклама создает идеальный образ и побуждает покупателей приобрести товар.
5. ПР признают долговременную ответственность. 5. Для рекламы характерна однонаправленность.
6. ПР охватывают значительно большее количество аудиторий (финансовые, правительственные, общественные и др.). 6. Рекламное агентство не несет ответственности за качество рекламируемого товара.
  7. Контакт с потребителями товаров (услуг) не нужен.

3. ПР и пропаганда

Пропаганда – метод психологического воздействия на население с помощью средств массовой информации и коммуникации. Это метод воздействия, выполняющий функцию ценностной регуляции сознания и основанный на психологических механизмах сравнения и оценки. Задача – распространить среди аудитории определенную идеологию для достижения заранее сформулированной цели. Бывает коммерческая и политическая. Пропаганда всегда убеждает в пользу одного мнения, идеи, принципа.

Отличия от рекламы:

1. Реклама прямо убеждает человека купить товар или услугу; пропаганда предоставляет некую информацию о товаре, напрямую с его потреблением не связанную, но основанную на мировоззрении самого потребителя информации.

2. В пропаганде информация преподносится потребителю так, чтобы он не просто узнал новость, но и захотел и смог передать ее другим.

3. Пропаганда, в отличие от рекламы, может быть нецеленаправленной.

Сходства пропаганды и ПР:

1. Структура ПР-кампании и пропагандистской кампании аналогична: исследование, создание образа, поддержание и укрепление его в сознании общества.

Различия ПР и пропаганды:

1. Для пропаганды не существенно этическое содержание, в основе – эгоистический интерес. Деятельность ПР-специалиста основывается на этических кодексах поведения.

2. Пропаганда может искажать факты или фальсифицировать их для достижения определенной цели. ПР может достигать успеха, только если осуществляется честными средствами. Цель, к которой стремится PR, никогда не может быть оправдана использованием лживых, вредных или сомнительных средств.

3. Цель ПР – достижение согласия. Цель пропаганды – формирование движения.

4. Методы ПР предполагают полную открытость. Пропаганда при необходимости прибегает к сокрытию методов своего воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: