1. ПР и журналистика
По своему генезису, общим средствам и задачам ПР близко стоят к журналистике, но при этом очень важно их различать.
Сходства:
1. Источник информации
2. Налаживание деловых связей
3. Изучение общественного мнения
4. Формирование общественного мнения
Различия:
ПР | Журналистика |
1. Стремление достичь взаимопонимания через добровольное принятие мнений и идей. | 1. Идеологическая направленность. |
2. Признание долговременной ответственности. | 2. Финансовая зависимость. |
3. Основа на этических нормах. | 3. Ориентация на определенную аудиторию. |
4. Неприемлемость негативного подхода. | 4. Зависимость содержания от пристрастия сотрудников СМИ. |
5. Полная ответственность. | 5. Фильтрация информации (по разным, в том числе идеологическим, соображениям). |
6. Технологические особенности СМИ: поставляют информацию потребителю «порциями» (номерами, передачами), каждая из которых должна иметь цельную концепцию, что обусловливает определенный отбор информации. |
Вывод: ПР признают долговременную ответственность и стремление убедить друг друга и достичь взаимопонимания через добровольное принятие мнений и идей. СМИ же на современном этапе развития имеют ряд особенностей, которые в своей совокупности мешают им в наибольшей мере способствовать развитию сотрудничества между двумя заинтересованными в этом сторонами. К таким особенностям относятся: размещение в СМИ заказных материалов под видом информации, невысокая степень журналистской компетенции и др.
2. ПР и реклама
По другой, наиболее часто встречающейся ассоциации ПР отождествляют с рекламой, однако при некоторых их сходствах это совсем не одно и то же.
Цель рекламы – реализация товаров (услуг) и формирование спроса на них; цель ПР – достижение понимания общества и приобретение его доверия.
Предмет воздействия: реклама – сегментированный потребитель; ПР – широкие слои общественности.
Сходства:
1. ПР-фирмы и рекламные агентства проводят процессы идентификации ключевой информации на стадиях планирования.
2. Реклама является одним из средств достижения целей, стоящих перед ПР.
Различия:
ПР | Реклама |
1. ПР пытаются убедить журналистов, что информация клиента заслуживает публикации, т.к. будет интересна читателям. | 1. Реклама направлена лишь на продвижение товаров (услуг). |
2. ПР формируют общественное мнение. | 2. Реклама использует оплачиваемое время или место для передачи информации. |
3. ПР стремятся достичь взаимопонимания и основаны на этических нормах. | 3. Реклама отражает массовую психологию. |
4. ПР предполагают диалог. | 4. Реклама создает идеальный образ и побуждает покупателей приобрести товар. |
5. ПР признают долговременную ответственность. | 5. Для рекламы характерна однонаправленность. |
6. ПР охватывают значительно большее количество аудиторий (финансовые, правительственные, общественные и др.). | 6. Рекламное агентство не несет ответственности за качество рекламируемого товара. |
7. Контакт с потребителями товаров (услуг) не нужен. |
3. ПР и пропаганда
Пропаганда – метод психологического воздействия на население с помощью средств массовой информации и коммуникации. Это метод воздействия, выполняющий функцию ценностной регуляции сознания и основанный на психологических механизмах сравнения и оценки. Задача – распространить среди аудитории определенную идеологию для достижения заранее сформулированной цели. Бывает коммерческая и политическая. Пропаганда всегда убеждает в пользу одного мнения, идеи, принципа.
Отличия от рекламы:
1. Реклама прямо убеждает человека купить товар или услугу; пропаганда предоставляет некую информацию о товаре, напрямую с его потреблением не связанную, но основанную на мировоззрении самого потребителя информации.
2. В пропаганде информация преподносится потребителю так, чтобы он не просто узнал новость, но и захотел и смог передать ее другим.
3. Пропаганда, в отличие от рекламы, может быть нецеленаправленной.
Сходства пропаганды и ПР:
1. Структура ПР-кампании и пропагандистской кампании аналогична: исследование, создание образа, поддержание и укрепление его в сознании общества.
Различия ПР и пропаганды:
1. Для пропаганды не существенно этическое содержание, в основе – эгоистический интерес. Деятельность ПР-специалиста основывается на этических кодексах поведения.
2. Пропаганда может искажать факты или фальсифицировать их для достижения определенной цели. ПР может достигать успеха, только если осуществляется честными средствами. Цель, к которой стремится PR, никогда не может быть оправдана использованием лживых, вредных или сомнительных средств.
3. Цель ПР – достижение согласия. Цель пропаганды – формирование движения.
4. Методы ПР предполагают полную открытость. Пропаганда при необходимости прибегает к сокрытию методов своего воздействия.