Литература
Контрольные вопросы
- Что понимается под организационно-экономической сущностью стратегического менеджмента?
- Назовите основные разделы бизнес-плана и дайте характеристику их информационной взаимосвязи.
- Перечислите основные показатели центрального раздела бизнес-плана.
- Назовите основные блоки функциональных задач стратегического менеджмента.
- Какой вид входной информации используется на первом этапе преобразования информации стратегического менеджмента?
- Охарактеризуйте второй этап преобразования информации.
- Каково назначение третьего этапа преобразования информации стратегического менеджмента?
- Перечислите основные пакеты прикладных программ, реализующих задачи стратегического менеджмента на предприятии.
- В чем принципиальное отличие пакета Project expert от других пакетов прикладных программ?
- Бригхеэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс: В 2-х т. - СПб.: Экономическая школа, 1997.
- Вдовенко Л.А. Автоматизированные системы управления производством / Под ред. Г.А. Титаренко. - М.: Экономическое образование. 1992.
- Евдокимов В.В. Экономическая информатика: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Евдокимова. - СПб., 1997.
- Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 439 с.
- Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. - М.: Наука, 1996.
Логистика - это системный инструмент управления, позволяющий управлять всеми материальными потоками и запасами, финансовыми и информационными потоками, сопровождающими движение материалов и услуг на предприятии. Главной целью использовании логистических подходов является обеспечение эффективного в отношении снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей управления.
|
|
Достижение предела в снижении производственных затрат.
Как правило, в этом направлении фирмой уже выбраны резервы, а использование логистики открывает неожиданные новые возможности.
Неправильное распределение товарных запасов.
Обычное распределение товаров - 50% у производителя и дистрибьюторов, а 50% в розничной торговле. Использование логистики позволяет снизить долю розничных торговцев до 10% (высвободив омертвленные 40%).
Непрерывное повышение транспортных издержек.
Это общая тенденция, например из-за подорожания горючего. Альтернативные перевозкам приемы (продуктовые линии, запасы, и т.д.) позволяют уменьшить затраты на перевозки.
Осознание важности обработки информационных потоков.
Уровнь определения местонахождения каждой единицы продукции данный момент предопределило потребность в обработке громадных объемов данных. Современные информационные технологии позволяют реализовать такую обработку. В частности, информационные технологии дают возможность для сравнения качества услуг различных поставщиков, оценки эффективности товародвижения. Наконец, приходит понимание, что обрабатывать информационные потоки не менее необходимо, чем материальные.
|
|
Рассмотрим наиболее важные логистические функции.
Обеспечение качества обслуживания потребителей требует от фирм постоянных усилий, в частности, по обеспечению требований стандартов ISO-9000 Международной организации по стандартизации. Общепринятая концепция управления качеством на всех этапах процесса производства и распределения естественно увязывается с логистическим подходом, который играет определяющую роль в обеспечении доставки товаров нужного качества в нужное место и в нужное время, в доведении услуг до потребителя.
Управление закупками обеспечивает решение комплекса задач по определению потребностей, стратегическому и оперативному планированию поставок, выбору поставщиков, выбору оптимальных объемов и сроков поставок, заключению договоров, определению видa транспорта и т.д. Эта функция весьма важна, так как объемы и условия поставок, размещение поставщиков непосредственно влияют на логистические издержки.
Транспортировка - это реализация материального потока. Затраты на транспортировку в некоторых видах деятельности достигают более 2/3 логистических издержек. В логистике транспортировку определяют как совокупность перевозки, погрузки-разгрузки экспедирования, промежуточного складирования и т.п.
Управление перевозкой включает в себя выбор транспорта, перевозчика и экспедитора, маршрута доставки и т.п.
Управление запасами. Всегда есть необходимость иметь запасы для обеспечения бесперебойного производства, исключения неудовлетворенного спроса. Однако превышение минимально необходимого объема запасов приводит к омертвлению средств, снижению оборачиваемости. Затраты на обеспечение запасов могут достигать 20-60% всех логистических издержек. Поэтому решение оптимизационной задачи достижения минимума затрат на обеспечение запасов при ограничениях объема запасов снизу, обеспечивающих бесперебойную работу - важнейшая функция логистического менеджмента.
Управление заказами включает сбор заказов, заключение и ведение договоров, определение сроков и условии поставок. Фактически обеспечение работы распределительной сети предприятия или логистических посредников. Затраты в этой деятельности не столь велики, но важность ее существенна, так как именно она определяет конечный уровень обслуживания потребителей.
Операционный менеджмент (управление производственными процедурами) - это комплекс мер по снижению затрат и повышению качества продукции, реализуемый в производстве путем управления потоками сырья и незавершенной продукции. При этом решаются частные задачи минимизации промежуточных запасов сырья и не завершенной продукции, прогнозирования потребности в сырье, сокращения производственного цикла и т.д.
Ценообразование. Эта функция определяет уровень общих логистических издержек, составляющих базовую цену готовой продукции. Она определяется логистической стратегией фирмы-производителя. Важно, что отпускная цена для потребителей определится исходя из конъюнктуры рынка, уровня цен конкурентов, прогноза сбыта, т.е. уже не логистическими, а маркетинговыми факторами.
Физическое распределение является комплексной функцией, предусматривающей все операции, связанные с движением готовой продукции в структурах торговых посредников и товаропроизводителей. Это - планирование распределения, управление реализацией заказов, обслуживание потребителей, транспортировка.
|
|
Подбор тары и упаковки имеет большое значение для повышения рыночной привлекательности товара. Применение прогрессивных видов тары с улучшенными весогабаритными размерами снижает логистические затраты, типовая упаковка позволяет автоматизировать складские операции. Послепродажный сервис обеспечивает возврат товаров некондиционного качества, а также снабжение запчастями и гарантий обслуживание и ремонт.
Развитие и формирование логистической системы. Изменение условий рынка и организационной и финансовой политики предприятия ведет к необходимости постоянного совершенствования или даже пересмотра действующей логистической системы. Отсюда и соответствующая система автоматизации обязана быть открытой, гибко реагирующей на изменения. Выработка логистической стратегии предприятия в связи с рыночной политикой предприятия. Управляющий логистикой отвечает за контроль и исполнение стратегических планов предприятия по всей линейке товарного движения: направлениям закупки, транспортировки, складских запасов, продаж и т.д. А эти действия определяются рыночной стратегией предприятия.
Администрирование и координация. Почти вся организационная Деятельность предприятия прямо или косвенно связана с логистикой. Поэтому служба логистики должна координировать деятельность других служб и подразделений, связанных с контролем наличия запасов и их движением, внутренним и внешним транспортом, управлением финансовыми потоками, размещением заказов.
Операционный менеджмент. Взаимодействуя с производственным (операционным) менеджментом, логистика решает две группы задач.
В области внутрипроизводственной логистики - управление производственными запасами сырья, незавершенной и готовой продукцией в процессе производства, организация заказов на материалы в структурных подразделениях, управление технологическим транспортом, складским хозяйством и т.д.
|
|
В области внешней логистики - управление логистическими функциями, обеспечивающими снабжение и сбыт. К ней же относится группа логистических функций, обеспечивающих сервис и послепродажное обслуживание товаров и готовой продукции - доставка, сервисное и гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями и комплектующими. Финансовый менеджмент взаимодействует с логистикой по следующим аспектам.
Эффективность логистических решений. Она оказывает непосредственное влияние на объем и оборачиваемость капитала фирмы, так как большая часть капитала вложена в материальные ресурсы и готовую продукцию.
Издержки во внешних каналах. Они сопоставимы с себестоимостью продукции, а иногда и превышают ее. Поэтому важно объединить усилия логистического и финансового менеджмента в первую очередь для снижения затрат по закупке сырья и сбыту готовой продукции.
Именно в логистической системе формируется первичная информация по дебиторско-кредиторской задолженности, которая используется далее в контуре бухгалтерского учета.
В контуре бухгалтерского учета выделяются и анализируются составляющие логистических издержек, знание которых необходимо для принятия управленческих решений.
Основные принципы построения ИСЛП
Полнота информации и пригодность ее для использования.
Менеджер-логистик должен получать информацию в том виде, месте и с той полнотой, которые необходимы для обеспечения управления логистической системой.
Точность представления данных.
При предельно низких уровнях рента-бельности (единицы процента), обусловленных высокой конкурентностью, даже погрешность 1% в оценке уровня запасов может иметь серьезные последствия.
Своевременность информации.
Как правило, в современных системах управления используется режим on line.
Проблемная ориентация.
ИСЛП ориентируется именно на выявление и уменьшение логистических издержек, экономию ресурсов, улучшение качества. Затраты на нее должны быть необходимы и достаточны именно для поставленных целей, не более того.
Адекватность и адаптируемость.
Циркулирующая в ИСЛП информация, выходные формы должны полностью удовлетворять потребности персонала и иметь возможность оперативно модифицироваться в случае необходимости.
Совместимость по форматам данных.
Это совершенно естественное общее требование, так как ИСЛП является частью общей информационной системы предприятия.
Управление запасами.
Функциональная область включает задачи, относящиеся к бизнес-процессу "Управление запасами":
автоматизированное оформление документов с использованием сканера и штрих-кодов;
учет внешних документов - приходных накладных, накладных на возврат товаров поставщикам, накладных на возврат товаров от потребителей, входящих и исходящих счетов-фактур;
учет внутренних документов - приходных ордеров, актов согласования, документов на перемещение товаров между складами, накладных на отпуск в подразделения или в производство;
учет ведомостей инвентаризации, формирование и учет актов списания недостач и оприходования излишков;
ведение единых карточек складского учета;
управление товарными запасами на основании гибко настраиваемых критериев;
разнесение накладных расходов по товарам, хранящимся складах;
переоценка товаров с помощью актов переоценки;
хранение истории учетных цен по каждой партии товара, хранящейся на складе;
поддержка комплектов товара и учет актов на комплектацию и разукомплектацию товара;
партионный учет товаров на складе;
учет товаров на складе по месту хранения;
формирование товарных отчетов для последующей отработки в бухгалтерском учете данных о внутренних перемещениях товаров;
формирование отчетов о товарных запасах с детализацией по товарам, группам, партиям, складам и т.п.
Управление сбытом
Bключает задачи, относящиеся к области "Управление сбытом":
учет номенклатуры реализуемых товаров с детализацией по модификациям и упаковкам;
учет и контроль исполнения заказов от потребителей на товары и услуги;
учет и контроль исполнения договоров с потребителями;
учет цен реализации товаров и услуг с детализацией по модификациям, упаковкам и партиям, видам отгрузки, видам оплат и складам, с которых отгружаются товары;
формирование и переформирование прайс-листов;
оформление счетов на оплату с учетом скидок, наценок и на налогов, контроль их оплаты;
резервирование товаров при оформлении счетов на оплату и снятие резерва;
оформление товарно-транспортных накладных и исходящих счетов-фактур для передачи их потребителям;
учет финансовых и материальных трансакций по расчету с потребителями в разрезе лицевых счетов и договоров;
формирование товарных отчетов для последующей отработки в бухгалтерском учете данных о реализации товаров;
формирование отчетов о деятельности, связанной с реализацией - сводных или детализированных по товарам, группам товаров, потребителям, лицевым счетам и т п.