Особенности деятельности прокуратуры в военное время (период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.)

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче – победе советского народа над фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, объявившим в стране военное положение, работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Главное содержание деятельности органов прокуратуры состояло в надзоре за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану социалистической собственности от преступных посягательств. Прокуроры и следователи многое сделали в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Находясь на военном положении, прокуратура обеспечивала четкое исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла. Интересы военного времени потребовали перестройки системы и структуры органов прокуратуры, в особенности органов прокуратуры прифронтовой полосы. С целью укрепления трудовой и исполнительной дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям. Многие прокуроры и следователи ушли на фронт в действующую армию или в партизанские отряды. Немало из них погибло в баях с немецко-фашистскими захватчиками.

Прокуроры и следователи проводили большую работу вместе с Чрезвычайным государственным комитетом по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Собранные материалы были использованы при разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе.

В послевоенное время усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте. На первый план выдвигались задачи по обеспечению сохранности государственного имущества, соблюдению режима экономии.

К тому же периоду относится и принятие такого важного законодательного акта, как «Положение о прокурорском надзоре в СССР», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года. Разработка и принятие Положения о прокурорском надзоре в СССР имели целью восстановить принципы организации и деятельности органов прокуратуры, наделить Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров дополнительными властно-распорядительными полномочиями по установлению и устранению нарушений закона, в особенности в сфере общего надзора, в стадии производства дознания и предварительного следствия, а также в надзоре за законностью деятельности исправительных учреждений. В Положении содержалось весьма важное требование к организации деятельности прокуратуры, чтобы Генеральный прокурор СССР и все подчиненные ему прокуроры строго следили за правильным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В Положении были изложены задачи и полномочия прокуроров, исходя из закрепленных в Положении отраслей надзора.

Усилению централизации и единства прокуратуры и её функций способствовала Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года. Здесь необходимо отметить, что ни одна из прежних Конституций нашего государства не уделяла такого большого внимания и не отводила такого значительного места прокуратуре как одному из государственных органов страны. Достаточно сказать, что прокуратуре была отведена самостоятельная глава − глава 21, в которой были раскрыты основополагающие принципы не только организации, но и деятельности органов прокуратуры. В Конституции было закреплено положение о том, что «органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР». Эта конституционная норма обеспечивала не только единство и централизацию органов прокуратуры, но и создала условия для установления единообразного понимания законов и их применения на территории Советского государства. Конституция СССР возлагала на органы прокуратуры обязанность осуществлять надзор не только за точным, но и единообразным исполнением законов. Следует отметить, что ни в ранее действовавшей Конституции СССР 1936 года, ни в упоминавшемся Положении о прокурорском надзоре 1955 года прямо об этом сказано не было.

30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР. По этому закону работала российская прокуратура в последующие годы вплоть до распада СССР. Закон состоял из четырех разделов:

1. Общие положения. 2. Система органов прокуратуры и их организация. 3. Прокурорский надзор. 4. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры.

«Надзорный» третий раздел включал четыре главы, раскрывавшие содержание основных отраслей прокурорского надзора:

- общего надзора;

- надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

- надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

- надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

С распадом Союза Прокуратура СССР перестала существовать как самостоятельный государственный орган. В каждом из суверенных государств были образованы самостоятельные прокуратуры, возглавляемые генеральными прокурорами. Существенно снизился престиж, авторитет и влияние органов прокуратуры в вопросах укрепления законности и правопорядка. Заметно снизились профессионализм и квалификация прокуроров и следователей.

Распад СССР, новые политико-правовые условия нашей жизни, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной власти, становлением федерализма во взаимоотношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, развитием рыночных отношений существенно изменили место и роль прокуратуры. После принятия на референдуме новой Конституции Российской Федерации возникла дискуссия о роли и месте прокуратуры, о сохранении ее функции, ограничении их только функцией поддержки обвинения в суде.

Однако дальнейшее развитие государство показало, что прокуратура оправдывает свое предназначение, занимает важное место в государственном механизме и положение ее как органа надзора было сохранено. Был принят новый Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в котором были закреплены и сформулированы новые цели и задачи прокуратуры РФ, её полномочия в условиях развития демократического общества и рыночной экономики. Кроме того, Федеральным законом от 17 ноября 1995 года в закон «О прокуратуре РФ» были внесены существенные изменения. В частности, была введена специальная глава «О прокурорском надзоре за соблюдении прав и свобод человека и гражданина», чем была подчеркнута правозащитная функция прокуратуры, а также закреплена роль прокуратуры как координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Кроме того, в российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.

Согласно этому закону прокуратура сохранила свой статус, свое положение как орган надзора, который выполняет эту функцию в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Подводя итог краткому рассмотрению истории развития органов прокуратуры, можно сказать, что сложившаяся в нашей стране система прокуратуры выдержала испытание временем. Она может без коренных структурных изменений служить надежным гарантом законности и правопорядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: