РАЗДЕЛ 2. Структура МК
1. Коммуникатор
В узком смысле: радио, телепередача, статья в прессе. Коммуникатор
В широком: орган или инстанция, организующая или контролирующая данное средство МК. - Источник
Т.о. коммуникатор выполняет 6 основных функций:
· отбор информации из всего массива информационных сообщений – И
· обработка информации - К
· создание сообщения, телетекста, статьи - К
· принятие ответственности за выпускаемое сообщение - К
· выпускает в эфир, т.е. технически организует данное сообщение- К
· регулирует всю политику, ее содержание.- И
Коммуникатором может быть:
• правительство страны И
• политические партии И
• общественные организации И
• информационное агентство И/К
• редакция газеты, издательский дом и др. И+К
• отдельный ведущий, автор, журналист и т.д. К
От коммуникатора зависит эффективность коммуникации
От источника зависит ее основная цель. Она может быть двоякой.
1) содействие формированию «естественной» массы (удовлетворение информационных, эмоциональных и прочих запросов и потребностей людей).
|
|
2) формирование «искусственных» и «технических» масс в своих социально-политических целях.
2. Аудитория.
Раньше МК рассматривались как инструмент омассовления большого количества людей. Такая точка зрения существует и сейчас. Она говорит, что слушающая, видящая и читающая масса – это множество самодовольно ограниченных уверенных в своей автономности, но на деле легко манипулируемых индивидов. Эту массу можно превратить в толпу направленности. Это субъективно-объектный подход (все просто «манекены»).
Сейчас в общем начинает развиваться более гибкий субъектно-субъективных подход. Причины:
1) информационные потребности становятся более разными
2) очень высока конкуренция различных каналов МК – у индивида есть возможность выбора.
В результате на первый план выходит подстройка под вкусы аудитории.
Всю аудиторию можно разделить на:
- возможную/потенциальную. Потенциальную аудиторию определяет количество людей, интересы которых ориентированы относительно информационной продукции данного канала массовой коммуникации и которые могут стать ее получателями.
- реальная. Реальная аудитория – это та часть потенциальной аудитории, которая практически вступает в контакт с данным каналом и воспринимает его продукцию
- базовая, т.е. обращена к источнику постоянно.
Обычным стремлением коммуникаторов является максимально возможное увеличение реальной аудитории за счет той части потенциальной аудитории, которая в силу различных причин не вступает в контакт с данным каналом.
|
|
Принято – рейтинг мене 17 % - передача снимается с эфира без объяснения причин Изучение аудитории – основное условие коммуникационного процесса.
О братная связь.
Эффективность МК нельзя оценить вне устойчивой связи источника информации с аудиторией. Коммуникатор не может строить свое сообщение в слепую, он должен знать аудиторию, психологические особенности восприятия, мышления, установок, стереотипов, норм и ценностей тех, кто его слушает.
Основной инструмент обратной связи – соц опросы.
Требуется следующая информация:
• социально демографические особенности (пол, возраст, семейное положение, уровень образования и т.д)
•индивидуально-психологические
•социально-психологические
• по каким мотивам – один из главных показателей- Что они хотят?
• уровень доверия к источнику информации- Насколько они удовлетворены источником и доверяют ему?
Используют метод фокус группы, анализ писем, жалоб, обращений. Обобщаются психологом методом контент-анализа - строится портрет аудитории
3. Сообщение.
В наиболее простом понимании – это сгусток информации о случившемся факте, включающее отношение к нему.
Сообщение – молекулярная единица информационного потока. информация – поток отдельных сообщений, которые непосредственно не связаны друг с другом, а связаны только временем.
Виды – соответствуют функции:
1) пропагандические
2) направленные на удовлетворение естественных масс
3) информационные
В процессе сбора информации всегда учитывают субъективное отношение людей, занятых в этом процессе – чистой информации не бывает. Сообщение выстраивается в определенной последовательности, представленной в разном объеме, что само по себе является пропагандическим приемом. За каждым потоком сообщений стоит коммуникатор, преследующий свои цели.
4. Средства.- будут рассмотрены далее