Лекция №2 (28.02.12)

Методы исследования в клинической психологии

Анализ случая

-Возможность учета индивидуальных особенностей случая

-Возможность наблюдения в динамике (видим то, во что это может превратиться, и у нас больше фактов для интерпретации)

-Невозможность перенесения результатов на генеральную совокупность (мы видим конкретного человека, но это совсем не означает, что будет то же самое. Это может быть как раз отдельный, индивидуальный случай.)

-Использование аргументов ad hoc (объяснения сделаны именно для этого случая.)

-Методологическая невозможность индукции (индукцию обосновать невозможно –сколько бы отдельных случаев мы не увидели, это не дает нам основания сказать, что этот случай есть отдельный закон – всегда есть что-то, что мы не учли)


Примеры анализа случая в клинической психологии

-Случай истерии Анны О., которую лечили Й.Брейер и З.Фрейд.
-Лев Засецкий и А.Р.Лурия. "Потерянный и возвращенный мир". Описание случая нарушений ВПФ у больного с черепно-мозговой травмой

Метод срезов

Определенные когорты, выборки обследуются в определенный момент.


-Возможность обобщения наблюдений
-Сопоставление с контрольными и сравнительными данными
-Анализ ex post facto (задним числом – у нас нет фиксированного наблюдения.)

-Трудности создания случайных выборок

-Ограничения интерпретации корреляций (если мы имеем выборки, данные, даже если между ними обнаружены корреляции, их не так легко интерпретировать.)

Лонгитюдный метод

-Возможность обобщения наблюдений в динамике
-Возможность описания интра- и интериндивидуальных процессов
-Минимизация реконструкций
-Трудности контроля возможных влияний (если исследование длинное, человек же не только в эксперименте находится – он живет. В его жизни много всего происходит, что трудно контролировать)

-Усиление эффекта наблюдателя (человек должен быть предупрежден, что за ним ведется наблюдение. В лонгитюде, еще и наблюдатель включен в длительные отношения.)

-Высокие финансовые издержки

ИСКУССТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

-Возможность контроля условий
-Возможность соблюдения единообразия
-Сенсибилизирующие эксперименты

-Ограничения возможностей моделирования
-Трудности обеспечения экологической валидности (можно в эксперименте что-то обнаружить, нов реальную жизнь это перенести невозможно)



ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Варианты:

-Близнецовый метод
-Наблюдение разделенных детей
-Исследование "особых" случаев
-Критические жизненные события (стрессы, войны, травмы)

-Анализ "закрытых" групп (внешнее влияние на них минимизировано)

-Патологический материал (болезнь сама по себе – эксперимент, проведенный природой)


ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Разработан для оценки, который мы можем рассматривать как максимально лишенный всех недостатков.


Основные характеристики (требования):
-Стандартизация
-Валидность
-Надежность

Психодиагностические подходы
1.Объективный подход - диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Тест интеллекта Векслера.

2.Субъективный подход - диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных условиях. Опросник депрессии Бека.

3.Проективный подход - диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Тест чернильных пятен Роршаха.


Часть II Методологические проблемы клинической психологии

Тема 1. Пррблема нормы и патологии.

-Норма как реально существующий устойчивый феномен.
-Возможность дихотомии норма vs патология. Спорный момент: а есть ли какие либо случаи между ними? Что была норма и потом перелом?


-Устойчивость границ: психопатология обыденной жизни, пограничные и транзиторные расстройства.
-Социо-культурная детерминация представлений о норме.
-Релятивистские представления о норме. (норма есть вещь относительная, она зависит от наших договоренностей, обстоятельств, от того, что мы будем считать.)

Норма как статистическое понятие

Показывает как распределены эти значения, если мы будем их измерять. Чем жёстче будут представления о норме, тем уже оказывается эта кривая.


Плюсы:
-Возможность объективной квалификации
-Возможность верификации
-Возможность измерения
-Устойчивость

Минусы:
-Нечувствительность к динамике
-Игнорирование крайних значений (гениальность - форма ненормальности)
-Усредненность как норма
-Игнорирование индивидуальности

Норма как приспособленность к условиям жизни

-Оптимум адаптации

-Связь с идеей естественного отбора
-микросоциум и макросоциум
-Конформность как вариант оптимума адаптации
-Патологические формы адаптации (есть разного рода личностные черты, которые нельзя рассматривать как нормативные, но помогают человеку адаптироваться лучше: холодность, черствость, эгоцентричность). Часто формы патологии, отклонения есть ресурс для эволюции. Это может привести и к позитивным результатам

Норма как идеал
-Существование "нормативности" (библия, коран, тора и т.д) если эталон не прописан, он часто подразумеваем.

-Игнорирование индивидуальности – задаем человеку норматив, не соответсвующий его личным качествам.

-Игнорирование социальных и культурных различий
-Субъективность критериев
-Моральное обоснование – норма не с позиции адаптации, а иногда с позиции абстрактных и спорных мировоззрений.

-Культурный релятивизм

Социальные критерии нормы
-Культурный релятивизм
-Ситуативность критериев
-Ценностный характер критериев
-Проблема выбора

Индивидуальное и видовое понятие нормы
-Несовпадение критериев нормальной и видовой нормы
-Значение индивидуальных различий для видовой эволюции (серповидно-клеточная анемия оказалась эволюционным приспособлением против малярии, но является патологией)

-"патологические" формы поведения как варианты адаптации и материал эволюционного развития
-Телеологический смысл нормы

Здоровье есть не просто отсутствие болезни, но состояние полного физического, психического и социального благополучия (ВОЗ)

Здоровье есть состояние оптимальной работоспособности индивида в смысле эффективного исполнения ролей и задач, соответствующих его социальному статусу.

Категория "болезнь" в медицине и психологии. Здоровье vs болезнь.
Болезнь - закономерное сочетание динамики и симптомов и синдромов, обусловленных единой этиологией, патогенезом и исходом.
-Nosos
-Pathos


Внутренняя картина болезни (ВКБ)
-Goldsheir 18998 - в каждой болезни можно противопоставить аллопластическую КБ аутопластической. Аллопластическая картина болезни (реально наблюдаемые проявления болезни) vs аутопластическая картина болезни (переживания человека по поводу его болезни)
-А.Р. Лурия, 1936 "ВКБ: сензитивная и интеллектальная составляющая в аутопластической КБ.

ВКБ это: "Все, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но его общее самочувствие, наблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах - все то, что связано для больного с приходом к врачу, весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм."

История понятия ВКБ

В.В.Николаева (1976)
-Уровень непосредственно-чувственного отражения болезни
-Эмоциональный уровень
-Интеллектуальный уровень
-Мотивационный уровень

Важнейшие характеристики ВКБ
-Универсальность (возникает при любом заболевании)
-Возможность проследить у взрослого становление всего этого новообразования.
-ВКБ - продукт собственной активности пациента. Познание самого себя в качестве больного.
-Вторичное, психологическое по своей природе явление. Психологическое новообразование, имеющее сложную структуру и столь же сложные иерархически организованные механизмы функционирования
-Динамическое образование, т.е. меняющее свое содержание в зависимости от многих факторов: пола, возраста, тяжести и длительности болезни, степени ее витальной угрозы, тяжести и длительности ситуации лечения.
-Сама ВКБ сложившись, становится важнейшим условием дальнейшего существования и функционирования человека.
-ВКБ в ряде случаев начинает детерменировать успех лечения и выздоровления.
-На начальных этапах становления ВКБ может быть использована в качестве метода, средства, диагностики личностии пациента.

ВКБ как феномен сознания
-Чувственная ткань
-Первичное означение
-Вторичное означение
-Личностный смысл

Чувственная ткань болезни
-неопределенность ощущений
-Невозможность локализации
-Трудности рефлексии
-Подвижность модальности
-Невозможность использования культурных эталонов
-Использование эмоционально-оценочных координат

Первичное означение болезни
-Выбор категорий
-Возможность локализации (Схема тела)
-Устойчивая модальность
-Сравнимая степень интенсивности
-Соотнесение с культурными перцептивными и языковыми эталонами
-Возможность вербализации (метафоризации)

Вторичное означение болезни
-Встраивание означенных первично ощущений в определенную категориальную сетку представлений о причинности
-Формирование представлений о болзени (Интеллектуальный уровень ВКБ)
-Роль существующих в культуре взглядов на болезни, их причины, механизмы и вытекающие из этого методы лечения


Личностный смысл болезни

-Что это значит для меня, для моих целей. Поможет мне или не поможет.

-Смысл - это след деятельности субъекта. (Е.Ю.Артемьева), который открывает не объективные, а связанные с актуальными мотивами свойства объектов или ситуаций.

-Личностный смысл болезни - это жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности (на лбу у человека не написан. не всегда является осознанным для самого человека – так говорит Леонтьев)

Виды личностного смысла болезни
-Преградный (негативный)
-Позитивный
-Конфликтный – в отношении каких то мотивов позитивный, в отношении других – негативный.

Вторичная выгода болезни
П.Д.Тищенко: "Болезнь характеризуется не только соматическим страданием. Заболевание формирует особую органическую систему "индивид-общество". В ней создается особый психосоматический функциональный орган болезни, специфическая, часто более благоприятная для индивида система межличностных отношений."

-Материальная
-Почти материальная - выгода отказа от деятельности, выгода капитуляции, что-то не делать.
-Поучение заботы, внимания и любви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: