Уголовная и административная ответственность за незаконный оборот оружия

Уголовное законодательство РФ предусматривает группу преступлений, предмет посягательства которых - оружие. Правильная квалификация преступлений и выявление соответствующих закономерностей и особенностей незаконных действий с оружием позволяют повысить эффективность борьбы с данной разновидностью преступлений. В качестве предпосылки для решения данной задачи выступает рассмотрение всех составляющих незаконного оборота оружия.

Рассмотрим ст. 222 УК РФ.

1. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), взрывчатых веществ или взрывных устройств -

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

4. Незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, а также в статье 223 настоящего Кодекса, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Уголовно-правовые отношения, связанные с фактом незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, возникают не в результате причинения предметами вооружения фактического ущерба жизни, здоровью, собственности и т.п., а вследствие лишь создания опасности нанесения такого ущерба. Следует отметить, что преступления, выражающиеся в нарушении правил оборота боевого оружия, могут быть совершены любым лицом, обладающим признаками субъекта преступления по российскому уголовному праву, в том числе и военнослужащим.

Объектом этого преступления является общественная безопасность.

Предмет преступления:

1) огнестрельное оружие, его основные части и патроны к нему, огнестрельное оружие ограниченного поражения, взрывчатые вещества или взрывные устройства, холодное оружие;

2) его основные части - ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка, ударно-спусковой и запирающий механизмы;

3) боеприпасы.

В предмет преступления не входит огнестрельное гражданское гладкоствольное оружие, его основные части и боеприпасы к нему.

Объективная сторона преступления состоит в следующих действиях с огнестрельным оружием, его основными частями, боеприпасами: незаконное изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, их незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение.

Ответственность по УК РФ наступает за незаконный оборот, хищение либо вымогательство не только годного к функциональному использованию, но и неисправного либо учебного оружия, если оно содержало пригодные для использования комплектующие детали или если лицо имело цель привести его в пригодное состояние и совершило какие-либо действия по реализации этого намерения.

Под производством понимается поточное, серийное, массовое изготовление оружия по отработанным конструктивным и технологическим схемам, а под изготовлением - создание одного или нескольких образцов, как правило, самодельным и кустарным способом[38].

Приобретение представляет собой любой способ получения оружия виновным, за исключением хищения. При этом приобретение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств следует считать оконченным преступлением в том случае, когда субъект вступил в фактическое владение перечисленными предметами. Зачастую обвиняемые ссылаются на то, что оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства были ими найдены. Столь неправдоподобные заявления о массовых находках оружия в общественных местах или покупке у неизвестных лиц следствием и судами практически не проверяются, в связи с чем в большинстве случаев источник приобретения оружия не устанавливается.

Под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а также переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах[39].

Под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Под незаконной перевозкой этих же предметов следует понимать их перемещение на любом виде транспорта, но не непосредственно при обвиняемом. Под незаконным приобретением этих же предметов следует понимать их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение оружием в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков его хищения.

Под незаконной передачей оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное предоставление лицами, у которых они находятся, посторонним лицам для временного использования или хранения.

Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.п.

Как оконченное преступление по статье 222 УК РФ надлежит квалифицировать незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение одной либо нескольких основных частей огнестрельного оружия.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Среди выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, преобладают деяния, предусмотренные ст.222 УК РФ. Как правило, они составляют 92-96%[40]. Как показывает практика, возможность превенции используется редко, а преступники привлекаются к уголовной ответственности в подавляющем большинстве случаев только после использования оружия в преступных целях.

Общественная опасность незаконного оборота оружия состоит в создании необходимых условий для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в росте так называемой вооруженной преступности.

По делам, связанным с оружием и боеприпасами, следует исходить из положений Федерального закона «Об оружии», устанавливающего основные правила регулирования отношений, возникающих в процессе оборота оружия и боеприпасов к нему, права и обязанности участников этих отношений.

При этом следует иметь в виду, что данный закон регулирует только правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, в то время как уголовный закон предусматривает ответственность за противоправные действия как с указанными видами оружия, так и с иными видами боевого огнестрельного оружия, находящегося на вооружении в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и на которые действие Федерального закона "Об оружии" не распространяется.

Правила оборота каждого вида оружия и боеприпасов определены, помимо закона, соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами, в связи с чем при решении вопроса о привлечении к ответственности за преступления, предусмотренные статьями 222 - 225 УК РФ, необходимо устанавливать и указывать в приговоре, какие правила были нарушены.

При рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо отграничивать виды ответственности владельцев оружия.

При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Время завладения оружием избирается преступниками в зависимости от таких факторов, как наличие и количество в зоне их действия граждан, особенно лиц, способных помешать реализации плана на завладение указанными предметами. Особенность данного предмета посягательства обусловливает и необходимость тщательного его сокрытия, поскольку появление огнестрельного оружия у лиц, не имеющих к нему законного доступа (например, по характеру выполняемой производственной деятельности), может вызвать нежелательный для похитителя интерес окружающих граждан и тем ускорить изобличение виновного в совершенном преступлении. Именно поэтому как до преступления, так и после него этими лицами подбираются или изготавливаются наиболее надежные места хранения похищенного оружия[41].

Российское административное право имеет богатый опыт регламентации ответственности за оборот предметов вооружения. Причем данная ответственность развивалась от оценки деяний, связанных с незаконным оборотом, как посягательств на политический строй либо фискальные интересы государства к их правовой оценке как угрозы общественной безопасности личности, общества и государства. Постепенно была осознана собственная опасность предметов вооружения, их взаимосвязь с несчастными случаями и насильственной преступностью. Особое внимание к проблемам определения пределов административной ответственности за оборот предметов вооружения уделялось в те периоды развития общественных отношений, в которые менялся уклад жизни населения, ломались социальные связи и происходила трансформация общественного сознания. Государство и социум защищают себя от негативных явлений техногенного характера, трагедий и насильственных действий девиантных групп населения посредством установления административных запретов по отношению к предметам вооружения и санкций за нарушение таких запретов.

Рассмотрим юридический анализ правонарушений, связанных с оборотом огнестрельного, травматического, газового и холодного оружия.

В ст. 20.8. КоАП РФ « Нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием»

1. Нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

2. Грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года; административное приостановление деятельности юридических лиц - на срок от десяти до шестидесяти суток.

3. Нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

4. Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

5. Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до десяти суток.

6. Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток[42].

Объектом правонарушения, ответственность за которые предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также установленные правила оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. "Об оружии" устанавливает запреты на оборот и ношение некоторых видов гражданского и служебного оружия по определенным свойствам и характеристикам, а также боеприпасов и патронов к нему. В Федеральном законе "Об оружии" приводится исчерпывающий перечень действий, составляющих понятие законного оборота оружия. Это осуществляемые с соблюдением соответствующих правил и ограничений производство, торговля, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели, подачи сигналов – то есть оружия (ст.1 ФЗ "Об оружии). Перечисляя виды оборота оружия, закон дает определение лишь его производству. Остальные действия не имеют легального толкования. Поэтому следует руководствоваться доктринальным толкованием[43]. Незаконный оборот оружия в общем виде представляет собой названные действия с нарушением существующих правил и ограничений.

Следует отметить также и то, что со вступлением в 2002 году в силу Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон «О лицензировании…») характер регулирования оборота оружия претерпел существенные трансформации: произошло разграничение порядка лицензирования приобретения оружия и порядков производства, торговли, экспонирования, коллекционирования оружия, что породило значительное число правовых противоречий. Принятие в 2002 году Федерального закона «О техническом регулировании» также отразилось на правовом режиме оборота оружия - коренным образом изменились общие положения, касающиеся стандартизации, сертификации, что обусловливает необходимость внесения соответствующих корректив и в законодательство об оружии. Все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на ее территорию и вывозимые из нее модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия подлежат обязательной сертификации.

Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (ст.7 Закона). Согласно ст.9 Закона производство оружия, торговля им, его приобретение, коллекционирование или экспонирование на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением производства и приобретения оружия государственными военизированными организациями.

Лицензии на торговлю оружием, его приобретение, коллекционирование или экспонирование выдаются органами внутренних дел, а лицензия на производство оружия - органами, уполномоченными Правительством РФ, на основании заявления гражданина РФ. Срок действия лицензий на производство оружия, торговлю им, его коллекционирование или экспонирование составляет три года со дня выдачи лицензии, а лицензий на приобретение оружия - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.

Производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность (ст.16 Закона). Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из нее гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляются по разрешениям Министерства внутренних дел РФ, а конструктивно сходных с оружием изделий - по согласованию с Министерством внутренних дел РФ после проведения сертификации указанного оружия, патронов к нему и конструктивно сходных с оружием изделий. При этом ввоз оружия на территорию Российской Федерации может осуществляться юридическими лицами - поставщиками, а его вывоз из Российской Федерации - юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия. Ввоз и вывоз оружия иными лицами осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (ст.17 Закона). Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему - юридическим лицам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение указанного оружия.

Запрещена также пересылка оружия. Статья 20.12. КоАП РФ «Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему»

1. Пересылка оружия -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией оружия или без таковой.

2. Нарушение правил перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

3. Нарушение правил использования оружия и патронов к нему -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, составляет противоправное действие по пересылке гражданского и служебного оружия вопреки установленному запрету. В данном случае пересылку оружия следует отличать от перевозки и транспортирования. Пересылкой будет являться, например, отправление оружия через сети почтовой связи. Причем запрет на пересылку установлен в отношении гражданского и служебного оружия (ст.6 Федерального закона "Об оружии"). Пересылка оружия других видов, а также гражданского и служебного оружия, повлекшая последствия определенной степени тяжести, квалифицируется в соответствии с нормами УК РФ.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, являются граждане РФ, обладающие оружием на законных основаниях, осуществившие пересылку оружия, иностранные граждане, которые приобрели на территории Российской Федерации гражданское оружие по лицензиям, выданным органами внутренних дел на основании ходатайств дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации, гражданами которых они являются, или ввезли спортивное и охотничье оружие на территорию Российской Федерации при наличии приглашения юридического лица, имеющего лицензию на охоту, контракта на охоту с указанным юридическим лицом или приглашения для участия в спортивных мероприятиях и соответствующего разрешения Министерства внутренних дел РФ, совершившие пересылку оружия (если только данное деяние не подлежит квалификации в соответствии с нормами УК РФ или не подпадает под действие международных норм). Граждане, владеющие оружием незаконно, осуществившие его пересылку, несут уголовную ответственность.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 рассматриваемой статьи, характеризуется виной в форме умысла; лицо отдает отчет в своих действиях и желает их совершить.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, выражается в действии (бездействии), нарушающем установленные правила перевозки и транспортирования оружия и патронов к нему. Причем следует отметить, что речь идет именно о нарушении правил, а не о незаконной перевозке, поскольку действия по осуществлению последней квалифицируются в соответствии с нормами УК (ч.1 ст.222).

Статья 27 Федерального закона "Об оружии" предусматривает изъятие органами внутренних дел оружия и патронов к нему в случае нарушения установленных этим законом и иными нормативными правовыми актами РФ правил перевозки и транспортирования оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном федеральным законодательством РФ.

Срок действия разрешения на транспортирование устанавливается органом внутренних дел при его выдаче исходя из расчета реального времени, необходимого для доставки оружия и патронов к нему к месту назначения, но не более одного месяца. Срок действия разрешений может быть продлен органом внутренних дел, его выдавшим, по форме, установленной Министерством внутренних дел РФ.

Тема 2. Понятие и классификация холодного оружия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: