Коммуникации в организациях.
Субъекты осуществления управленческой деятельности.
Управленческой деятельностью занимается менеджер – субъект управленческой деятельности.
Менеджер – представитель организации, осуществляющий управленческую деятельность, ведущий организацию к поставленной цели, решающий управленческие задачи, как правило, является лидером.
Менеджеры играют разнообразные роли в организации:
1. Роль по принятию решения – благодаря этой роли менеджер определяет движение организации, решает вопросы получения и распределения ресурсов и осуществляет текущие корректировки в процессе производства, подготовка производства и продажи.
2. Информационная роль.
3. Руководящая роль – мотивация деятельности коллектива.
Управленческая сетка Блейка – Мутона:
1. Администратор-менеджер – ориентирован на решение существующих задач и высокий уровень взаимоотношений с учетом ситуации, обеспечивающих принятие эффективных решений;
2. Менеджер-соглашатель – применяет высокую степень ориентации на задачи и на отношение в ситуации, которая этого требует. Такой тип менеджера менее эффективен, слаб в принятии решений, позволяет воздействовать на себя различными формами давления и предпочитает лучше минимизировать существующее давление, чем максимизировать производство в перспективе;
3. Доброжелательный автократ – менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации на отношения в ситуации, которая приемлет такое поведение. Такой тип менеджера более эффективен;
4. Автократ-менеджер;
5. Прогрессист-менеджер;
6. Миссионер-менеджер;
7. Бюрократ-менеджер;
8. Дезертир-менеджер.
Организационные коммуникации – процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидам и институтам за ее пределами.
Цель коммуникации заключаются в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Организации без коммуникации не существует.
Коммуникации как явление представляют собой установленные нормы отношений между людьми в рамках организаций при выполнении ими закрепленных функций.
Коммуникации как процесс – фактические отношения работников друг к другу, к клиентам, поставщикам, потребителям.
Коммуникационный процесс:
Передача закодированного послания
Обратная связь
Коммуникационный процесс в организации реализуется через функции:
- информативная – передача истинных или ложных сведений, играющая определенную роль в процессе принятия решений;
- мотивационная – побуждение работников к исполнению и улучшению работы с помощью убеждения, внушения, приказа и т.д.;
- контрольная – отслеживание поведения работников различными способами;
- экспрессивная - способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний и отношению к происходящему, а также удовлетворение социальных потребностей.
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
- руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации, поэтому они заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
- коммуникации необходимы для эффективного управления, хорошо налаженные коммуникации содействуют организационной эффективности;
- мастерство коммуникаций необходимо для выражения действительности авторитета и воли руководителя.