Ограничения на ввоз и вывоз товаров

Запреты на ввоз и вывоз отдельных товаров

Принцип ограничения на ввоз и вывоз из России товаров и транспортных средств. Запрет на ввоз и вывоз из России отдельных товаров и транспортных средств.

В ТК РФ установлены основания, по которым может быть запрещен ввоз в РФ и вывоз из нее отдельных товаров и транспортных средств. К ним относятся: соображения государственной безопасности, защита государственного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений и др.

Перечень оснований для запрещения ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств является открытым. Он может быть изменен или дополнен согласно законодательным актам и международным договорам РФ.

Товары, ввоз и/или вывоз которых запрещен, подлежат незамедлительному вывозу или возврату. В соответствии с ТК РФ (ч. 2 ст. 20) ввезенные или вывезенные вопреки установленному запрету товары и транспортные средства должны быть незамедлительно вывезены за пределы РФ либо возвращены на ее территорию, если не предусмотрена конфискация таких товаров. При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров на складах временного хранения составляет трое суток. Расходы по вывозу и возврату товаров и транспортных средств несет лицо, перемещающее товары, либо перевозчик (ч. 3 ст. 20 ТК РФ).

В ТК РФ (ст. 21) предусматривается, что наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств могут быть применены различные ограничения. Законодательство РФ устанавливает ограничения исходя из соображений экономической политики, международных обязательств РФ, защиты экономической основы собственного суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим, достаточно важным основаниям.

При установлении таких ограничений ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, подпадающих под их действие, производится таможенными органами РФ только при условии соблюдения требований, установленных законодательством и международными договорами РФ. В настоящее время установлены ограничения на ввоз и вывоз ряда товаров, включая ядерные материалы.

3. Понятие таможенной территории РФ и таможенной границы. Таможенную территорию РФ составляет единая территория РФ, которая включает в себя сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними. Сухопутная территория РФ – является вся суша, находящаяся в пределах границы. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ, воды портов, заливов, бухт берега, которых исторически принадлежат РФ, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, морских проливов исторически принадлежащих РФ, а также воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат РФ. Территориальные воды – это прилегающие к сухопутной территории или внутренним водам морской пояс шириной 12 морских миль. Воздушную территорию РФ составляет воздушное пространство, находящееся в пределах ее сухопутных и морских границ. Таможенная территория России также включает в себя находящиеся в исключительных экономических зонах РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения находящиеся за пределами РФ, но над которыми РФ осуществляет свою юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.

Исключительная экономическая зона. Это морской район находящийся за пределами территории моря РФ и прилегающие к нему с особым правовым режимом, установленным законадательством РФ, международными договорами РФ и нормами международного права. Континентальный шельф вкл в себя морское дно и недры подводных районов, находящиеся за пределами территории моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окариной материка является продолжение континентального массива РФ, включающие в себя поверхностные недра континентального шельфа склона и подъема. В исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в т. ч. в отношении таможенно-фискальных, санитарных и эмиграционных законов и правил, касающихся безопасности.

Понятие таможенной границы. Таможенная граница РФ- воображаемая условная линия ограничивающая таможенную территорию России. Элементами таможенной границы является: Пределы единой таможенной границы РФ, периметры ОЭЗ, пределы искусственных островов, установок и сооружений. Понятие таможенной границы определено в Таможенном Кодексе РФ. и федеральным законом «О гос границе РФ». Гос. граница РФ – есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность определяющая пределы гос. территории РФ. Таможенная граница может как совпадать так и нет с государственной границе. По общему правилу таможенная граница совпадает с государственной, за исключением ОЭЗ, искусственных островов, установок и сооружений.

Особые экономические зоны на территории РФ могут находиться создоваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории России. Товары помещенные на территорию ОЭЗ рассматриваются как находящиеся вне территории РФ исключительно для целей: применения таможенных пошлин и налогов, запретов и ограничений экономического характера становленных законодательством РФ о гос. регулировании внешней торговой деятельности. ОЭЗ – определенная правительством РФ часть территории, на которой действует особый экономический режим осуществления предпринимательской деятельности. Цели создания: 1. развитие обрабатывающих отраслей эк-ки, вымоко-технологических ораслей, транспортных инфраструктур, производство новых видов продукции 2. развитие туризма и санитарно-курортной сферы. Основным документом является фед. закон от 22 июля 05г. «Об особых экономических зонах РФ». Типы ОЭЗ:1. промышленно-производственные ОЭЗ. Создаются на участках территории которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 кв. км 2. технико-внедренчиские ОЭЗ. Создаются не более чем не 2-х участках территорииитобщая площадь которых не более 3 кв. км 3. турисцко-рекреационные ОЭЗ. Создаются на одном или нескольких участках территории определяемых Правительством РФ. 4. портовые ОЭЗ. Создаются на территории морских и речных портов открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, во-вторых на территории аэропортов открытых для приема и отправки воздушных судов выполняющих международные перевозки, в-третьих на территории предназначенной для строительства, реонструкции и экплуатации морского порта, речного порта и аэропорта. Портовые ОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы предназначенные для посадки/высадки и для иного обслуживания пассажиров. Создаются на участках территории которая имеют общую границу и площадь которая не более 50 кв. км. В ОЭЗ за исключением 3 и 4 вида не допускается размещение жилого фонда. НЕ допускается на ОЭЗ: 1. Разработка разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча и переработка. За исключением мин. вод и других природно-лечебных ресурсов, переработки лома и металургического производства. 2. производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилейи мотоциклов.

Пункты пропуска через гос. нраницу РФ. Прибытие товаров и ТС на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через гос. границу РФ. Пункты пропуска предназначены для обеспечения международного сообщения РФ с другими государствами, устанавливаются во первых: в морских, речных, рыбных портах открытых для международного сооющения; во-вторых в аэропортах, аэродромах открытых для международного сообщения; на пограничных ж/д станциях и вокзалах; на специально выделенных в непосредственной близости от гос. границы участках местности в пределах пограничной зоны(автотранспорт). Пункты пропуска представляют собой комплекс зданий и сооружений, с соответствующим технологическим оборудованием в которых осуществляет свою служебную деятельность органы пограничного, таможенного и других видов контроля, а также иные предприятия и организации обеспечивающие работу пунктов пропуска. ПП классифицируются от вида, характера международного сообщения и режима работы. 1) морские, речные, воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные 2) грузовые, пассажирские, грузо-пассажирские 3) постоянные, временные, сезонные. ПП могут быть многосторонними (т.е. предназначенные для пересечения гос границы физическими лицами независимо от гражданства) и двусторонними (предназначенные для пресечения границы гражданами РФ и сопредельного государства). Режим работы ПП определяются Правительством РФ. Время работы таможенного органа в ПП должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих же пунктах. Время работы таможенных органов в ПП которые совмещены с ПП сопредельных гос-в должны совпадать со временем работы этих сопредельных государств. Правительство РФ имеет право устанавливать для отдельных видов товоров пункты пропуска на таможенную территорию РФ. Это связано с тем что для некоторых видов товаров могут понадобиться различные виды гос. контроля (например ветеринарный). В связи с чем гос-во в целях минимизации своих издержек получило возможность сокращать пункты пропуска для товаров спец. Категорий (например фед закон о прибытии на террит алкогольной и табачной продукции). Соответствующая практика установления определенных пунктов пропуска для отдельных категорий товаров существует и в других странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: