Предприятие
Деятельность человека: потребность в управлении.
Значение поворота от плановой экономики к рыночной непосредственно для предприятия.
Раздел 1. Введение в менеджмент
Лекция 1. Деятельность человека: потребность в управлении.
.
На рубеже 20-21-го веков в истории страны произошел крутой поворот, который затронул все стороны нашей жизни:
1. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии;
2. В экономике – это переход от административно-командной системы к рынку;
3. В жизни каждого человека – превращение его из “винтика” в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности.
Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих, то есть наши поколения получили беспрецедентный вызов истории. Чтобы справиться с ним, нам, кроме всего прочего, нужно овладеть новыми знаниями, научиться пользоваться ими на практике. Важной частью этих знаний, как показывает мировой опыт, является постижение науки и искусства менеджмента. В течение нынешнего учебного года мы и попытаемся познакомиться с основами менеджмента, одной из важнейших дисциплин, изучающих законы рыночных отношений.
|
|
На первой лекции разберем следующие вопросы:
1.
Государство (правительство), предприятия, работники и потребители - вот основные звенья экономики любой страны. Последовательность принятия решений и мера ответственности за них для каждого из звеньев составляют основное различие между плановой и рыночной экономикой.
В плановой экономике правительство разрабатывает стратегические планы, которые затем доводятся до сведения исполнителей - предприятий. Те в свою очередь ставят задачи перед работниками.
Окончательный результат труда предлагается потребителям. Главным заказчиком для предприятия выступает государство (правительство), а весь экономический риск ложится именно на его плечи (рис.1).
__________________________
Правительство (государство)
__________________________
____________
____________
____________
____________
Рис.1. Стратегическое планирование в плановой экономике.
В рыночной экономике, как следует уже из самого слова, все вертится вокруг рынка. Потребители решают, какую продукцию, какие услуги и по каким ценам они готовы купить. Предприятие должно ориентировать свою экономическую политику (продукция - цена - объем - реализация товара на рынке) в первую очередь на потребителя.
Предприятие находится в зависимости от нескольких рынков:
1. Денежного (финансирование предприятий);
2. Рынка рабочей силы (привлечение соответствующих специалистов и сотрудников);
|
|
3. Рынка сбыта (сбыта своей продукции).
На всех трех рынках действует неизменный закон спроса и предложения - механизм цен.
Две основные силы на рынке, потребители и производители, соперничают между собой, стремясь извлечь наибольшую прибыль. При недостаточном количестве какой-либо продукции определенное число потребителей готово заплатить более высокую цену. Но высокая цена сразу же становится заманчивой и для других производителей, которые могут поставить на рынок такую же продукцию. Предложение растет, благодаря конкуренции цена снижается. Более низкие цены привлекают все большее количество потребителей – вот тогда и устанавливается, пусть временное, равновесие между спросом и предложением на определенном уровне цен.
Под товаром чаще всего подразумевают продукцию или услуги, но на рынке в качестве товара могут выступать деньги и рабочая сила.
Примените механизм цен к этим областям – вам сразу же бросится в глаза главное отрицательное качество рыночной экономики: некоторые группы населения или виды деятельности просто-напросто вытесняются. Кто не хочет подчиняться требованиям рынка, оказывается за бортом. Деятельность, не приносящая достаточной прибыли, постепенно прекращается. Но как же быть со здравоохранением, образованием и наименее защищенными группами в обществе? В рыночной экономике, скажем, здравоохранение финансируется государством через систему налогов и страховые платежи (отчисления в страховые больничные фонды).
Кроме того, механизм цен является таким инструментом, который оказывает отрицательное воздействие только на протяжении определенного, хотя и достаточно долгого, времени. Производитель может попробовать вытеснить конкурентов с рынка, поставив продукцию по исключительно низким ценам и временно примириться с потерями (демпинговые цены). Конкуренты часто не могут и не хотят продолжать борьбу и прекращают поставлять свою продукцию на рынок. В конце концов, может остаться только один производитель-монополист, который и завладеет рынком на определенное время.
Рыночную экономику большинства западных стран нельзя назвать абсолютно рыночной: определенную роль в ней играет государство, то есть экономические системы этих государств сочетают в себе черты рыночной экономики и государственной экономики.