Функции детской субкультуры

Приобщаясь к традиционной культуре детей, ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным техникам решения трудных ситуаций, исследует границы дозволенного (что хорошо видно в традиционных детских шалостях), решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и людей.

Социализирующая функция. Смысл детской субкультуры для ребёнка заключается в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребёнок приобретает социальную компетентность в группе «равных».

Экспериментальная функция. Детская субкультура предоставляет ребёнку веер потенций для самореализации, поскольку содержит в себе некоторую систему своеобразных правил, разрешающих искажать, переворачивать, изменять, «выворачивать наизнанку», превращать в нечто иное элементы мира взрослых.

Психотерапевтическая функция. Детская субкультура создаёт ребёнку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий и вмешательств взрослого мира.

Прогностическая функция. Прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры проявляется в том, что она дает возможность ребенку сформировать алгоритм адекватного действия. В ней существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития.

Компоненты ДСК:

- Детский правовой кодекс, раскрывает своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, разнообразные ритуалы, знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и т.д.

- Детский фольклор: колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки

- Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства.

- своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), детское коллекционирование;

- способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также — походы в «особые, страшные» места (подвалы, чердаки, кладбища, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;

- детская мода;

- эстетические представления детей (составление веночков и букетов, «секреты»);

- субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей:

-детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, сказочный мир;

- детская картина мира, т.е. особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.

ВОПРОС 6. Исследования Детской субкультуры (пример)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: