Приобщаясь к традиционной культуре детей, ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным техникам решения трудных ситуаций, исследует границы дозволенного (что хорошо видно в традиционных детских шалостях), решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и людей.
Социализирующая функция. Смысл детской субкультуры для ребёнка заключается в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребёнок приобретает социальную компетентность в группе «равных».
Экспериментальная функция. Детская субкультура предоставляет ребёнку веер потенций для самореализации, поскольку содержит в себе некоторую систему своеобразных правил, разрешающих искажать, переворачивать, изменять, «выворачивать наизнанку», превращать в нечто иное элементы мира взрослых.
Психотерапевтическая функция. Детская субкультура создаёт ребёнку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий и вмешательств взрослого мира.
Прогностическая функция. Прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры проявляется в том, что она дает возможность ребенку сформировать алгоритм адекватного действия. В ней существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития.
Компоненты ДСК:
- Детский правовой кодекс, раскрывает своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, разнообразные ритуалы, знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и т.д.
- Детский фольклор: колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки
- Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства.
- своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), детское коллекционирование;
- способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также — походы в «особые, страшные» места (подвалы, чердаки, кладбища, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;
- детская мода;
- эстетические представления детей (составление веночков и букетов, «секреты»);
- субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей:
-детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, сказочный мир;
- детская картина мира, т.е. особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.
ВОПРОС 6. Исследования Детской субкультуры (пример)