Перспективы развития системы бухгалтерского учета

Российская система бухгалтерского учета находится в состоянии реформирования. Реформа – это длительный процесс переориентации национальной системы учета в русле МСФО. Завершился период преобразования учета, определенный Программой реформирования системы бухгалтерского учета (1994), который был рассчитан до 2000 года. В июле 2000 года Программой социально-экономического развития, принятой Правительством РФ, определены две глобальные задачи, связанные, непосредственно, с учетом:

1. Усиление прозрачности деятельности организации (т.е. отчетности).

2. Выработка основных направлений развития бухгалтерского учета в России.

С точки зрения Минфина России в качестве основных направлений развития следует принять:

v Обеспечение открытости, понятности и полезности бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям, в том числе – иностранным инвесторам.

v Реализация таких подходов к составлению бухгалтерской отчетности, исходя из приоритета экономического содержания фактов хозяйственной деятельности перед их юридической формой.

43. Бух. учёт – составная часть управленческой и информационной системы организации

Юридически ни одна организация независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности не может функционировать без ведения бухгалтерского учёта, поскольку только данные учёта обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации; синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяют управлять хозяйственной деятельностью, контролировать выполнение плановых показателей, разрабатывать перспективные направления развития организации. Уч. Инф. служит основой для принятия управленческих и экономических и финансовых решений. При этом она обеспечивает выполнение таких важнейших функций управления, как планирование, контроль, анализ и регулирование.

Планирование – процесс, включающий постановку цели, изыскание путей её достижения и выбор оптимальных вариантов решения. Планирование на текущий период и на перспективу невозможно без информации о предстоящих материальных затратах, о предполагаемой прибыли.

Контроль – процесс, позволяющий определить фактическое выполнение заданий, для чего фактические затраты, расходы, доходы и финансовые результаты и другие показатели сопоставляются с плановыми. Контроль за состоянием и движением имущества организации, исполнением обязательств и хозяйственными операциями осуществляется с целью предотвращения негативных явлений в хозяйственной деятельности, выявления внутренних резервов. Внутренний контроль в организациях может быть предварительным (до совершения хозяйственных операций); текущим (во время осуществления операций); заключительным. Внешний финансовый контроль осуществляют инвесторы, кредиторы, счётная палата, банки, казначейство, контрольно-ревизионное управление, налоговая инспекция и налоговая полиция, другие органы контроля. Контрольная функция бухгалтерского учёта предполагает обеспечение сохранности имущества организации.

Анализ – процесс последовательного изучения принятых решений для их оценки, выявления причин отклонений фактических показателей деятельности организации от базисных (нормативных, плановых, данных предыдущих периодов).

Регулирование охватывает процессы реализации управленческих решений, принятие мер, направленных на устранение негативных отклонений в деятельности организации.

Существуют внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации. Внутренних пользователей можно разделить на три группы: администрация организации; внешние (сторонние) пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи с непрямым (косвенным) интересом. В данном контексте можно считать, что администрацию представляют лица, занятые в аппарате управления организации, собственники, менеджеры, руководители и специалисты подразделений, учредители, участники, совет директоров, трудовой коллектив, которым необходима учётная информация для осуществления планирования, контроля, оценки деловых операций, выполнения других функций. Руководство организации относится к числу основных пользователей бухгалтерской информации. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и другая информация, необходимая для планирования, анализа, контроля, оценки фин положения и фин результатов деятельности организации.

Внешние пользователи – сторонние потребители информации с прямым или косвенным финансовым интересом. Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются имеющиеся или потенциальные инвесторы, банки, поставщики и другие кредиторы, конкуренты, которые пользуются информацией, содержащейся не только в бухгалтерской отчётности. По полученным данным они делают выводы о финансовых перспективах организации, о её ликвидности, платёжеспособности. К сторонним пользователям бухгалтерской информации с косвенным интересом относятся органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, налоговые, финансовые органы, органы государственной статистики, аудиторские фирмы и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и т.п.).

Нал и фин органы, в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право получать не только отчётную, но и всю другую учётную информацию организации, необходимую для проверки правильности уплаты федеральных, региональных и местных налогов.

Сторонние пользователи, имеющие право на всю или часть внутренней учётной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации. Для пользователей особенно важна качественная и полезная бухгалтерская информация. Полезность характеризуется такими признаками, как ценность (значимость) и надёжность (достоверность) информации.

Ценность (значимость) информации определяется её возможностью оказывать влияние на принятие тех или иных управленческих решений.

Надёжность (достоверность) – это предоставление пользователю правдивых, полных и объективных данных. Для этого информация должна обладать прозрачностью и нейтральностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: