Тема 2 Рынок: общая хар-ка

29. 02. 12

УДМУРСТКАЯ РЕСПУБЛИКА

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Лекция №10

МАЯ 2011 ГОД

Одна из крупнейших отраслей Приволжского ФО машиностроение:

АвтоВАЗ (Тольяти),

ИЖ (Ижевск),

КаМАЗ(Татарстан)

военная промышленность(Нижний Новгород, Ульяновская область)

Лидерство в авиационной промышленности, топливной промышленности (благодаря топливной и газовой промышленности), хорошо развита химическая промышленность. Менее развита энергетическая промышленность.

Хорошо развита пищевая промышленность. Развиты практически все сектора.

Большое значение имеет лесная промышленность северных регионов.

Нет выхода мировому океану. Но 5 регионов округа входят в лидеры по внешнеэкономическим связям: Татарстан, Башкортостан.

Округ делится на несколько районов.

1. Волго-Вятский район. Является наиболее отсталым: Мэрий Эл, Мордовия, Чувашия, Кировская и Нижегородская области. Регионы малонаселенные и бедны природными ресурсами. Лидером по уровню экономического развития является Нижегородская область. Наличие крупного транспорта узла и близость к центру. Самый слаборазвитый регион республика Мэрий Эл. Кроме того она является самой слаборазвитой и среди 14 регионов округа. Бедна природными ресурсами. В стороне от основных транспортных путей. Неблагоприятные условия для сельского хозяйства. Основная отрасль – оборонная промышленность. Кировская область – лесная промышленность.

2. Среднее Поволжье. Татарстан. Пензенская область, Самарская область, саратовская и Ульяновская области. Лидером является Татарстан. Недалеко от него Самарская область. Волга дает преимущество с точки зрения торговли. Большая добыча нефти. В Самаре автомобилестроение. Хорошо развита в Т химическая промышленность: удобрения. Самая слабая Саратовская область: удалена от транспортных путей, меньше природных ресурсов, кризис оборонной промышленности. Наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства.

3. Предуральский район. Башкортостан, Удмуртия, Оренбургская область, Пермский край. Наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Лидером является Пермский край, так как произошло объединение Коми и Перми. Главные отрасли: добыча нефти, лесная промышленность, цветная металлургия (Пермский край занимает 1 место по производству титана и), машиностроение: двигатели. В остальных регионах играет высокую роль нефтедобыча. Менее развитый регион Удмуртия. ВРП в 1,5 раза меньше среднероссийского. Запасы нефти невелики. Оборона промышленность переживает кризис, машиностроение и металлообработка в тяжелом положении от нехватки ресурсов.

В нашем округе большая проблема это экология. (наличие крупных городов миллионников, концентрация машиностроения, металлургии). Сложная ситуация на Волге.

Перспективы развития округа:

Добыча нефти.

Развитие металлургии. Однако новые заводы строиться не будут.

Исчерпанность природных ресурсов.

Будет играть существенную роль автомобилестроения. Заключение контрактов с крупными иностранными концернами.

Сельское хозяйство будет играть более высокую роль за счет того, что будут распахиваться заброшенные территории, внесение удобрений в почву, что должно повысить урожайность и более качественная обработка самой земли.

Население 1526000 человек. В Ижевске проживают 600000 человек. Удмуртия является одним из лидеров по уровню рождаемости в ПФО. Уровень оттока населения высок. ВРП 240 млн. рублей.

Транспортная сеть. Проходит ветка транссибирской магистрали, федеральная автомобильная трасса.

Внешнеэкономические связи: объем экспорта и импорта 591 млн. долларов США. Экспорт 387 млн. долларов, импорт 204 млн. долларов США.

Экспортируем авто, импортируем химическую промышленность и оборудование.

Внутренние территориальные различия. Выделяют три подрайона:

1. Города. Основной сектор экономики – промышленность, металлургия, металлообработка и машиностроение. В городах сосредоточена основная масса населения. Уровень валового регионального продукта по Ижевску 62,2 млрд. рублей. В Глазове 20,9 млрд. рублей. Воткинск 7,7 млрд. рублей. Сарапул 4 млрд. рублей. Можга 3,8 млрд. рублей. Глазов и Воткинск являются моногородами – есть градообразующее предприятия.

2. Западный подрайон. Ярский, Глазовский, Селтинский, Можгинский Юкаменский, Красногороский, Кизнерский, Алнашский, Граховский, Вавожский, Увинский Сюмсинский районы. Превалирующая отрасль экономики – сельское хозяйство – мясная продукция. Малочисленные районы. Неблагоприятные климатические условия для занятия растениеводством. Лидером средин районов является Ваожский район. Ведущая отрасль: зерновые культуры, деревообрабатывающая промышленность. За ним идет Увинский район: молочно-мясное, зерновое, картофельное производство, деревообработка, пищевая промышленность: молоко, сыр, минеральная вода. Самый слабый - Глазовский район. Занимает 25 место из 25 мест. Отсутствие своей промышленной базы, научных кадров, близость к Глазову, который монополизировал почти все отрасли экономики. Перспективы развития лишь в молочном производстве. Остальные районы типичные, развито сельское хозяйство.

3. Восточный подрайон. Развита промышленность. Ориентированная на нефтедобычу. Благоприятны условия для сельского хозяйства. Лидером является Игринский район. Почти 90% ВРП дает добыча нефти. За ним идет Шарканский район. 800-900 тыс. тонн нефти. Помимо нефти в Игринском районе развито стекольное производство. В Шарканском районе переработка льна. Самый слабый Киясовский район.

Блага:

1. Прямые – те, которые могут непосредственно удовлетворять человеческие потребности. Предметы потребления

2. косвенные – используются для пр-ва будущих предметов потребления. Средства производства

для пр-ва большинства благ нужны экономические ресурсы, т.е. факторы производства (природные, человеческие, произв. человеком, используемые чел-ком для пр-ва экономических благ.)

Факторы пр-ва:

1. Материальные ресурсы – вещественные факторы пр-ва (земля, капитал, вода, реки, станки, оборудование, здания)

2. Людские ресурсы – личный фактор – труд (способность к труду, предпринимательские способности)

предпринимательские способности – способность наилучшим образом соединить все факторы пр-ва. à одной из задач экономики явл-ся наиболее эффективное использование ресурсов.

Экономическая эффективность характеризует связь между объемом затрат ресурсов, которые используются в процессе пр-ва и получ. В рез-тате объема какого- либо продукта.

Чем больше объем продукта, получаемого от данного объема затрат ресурсов, тем больше экономическая эффективность.

Важнейший показатель здесь – производительность труда, который рассчитывается, как оптимальный объем произведенной продукции к кол-ву отработанного рабочего времени или кол-ву работников.

Ограниченность ресурсов порождает проблему экономического выбора, т.е. наилучшего из альтернативных вар-тов их использования, при которых достигается максимальное удовлетворение потребности общества при ограниченных ресурсах.

При выборе возникает 3 основных вопроса:

1. что производить?

2. как производить?

3. для кого производить?

Для решения данных проблем используется кривая пр-ных возможностей.

пр-ные возможности – возможности общества по пр-ву экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и при данном ур-не развития технологий.

Кривая пр-ных возможностей явл-ся таковой при условиях:

1. вся многообразная продукция, представленна в обобщенном виде – в виде предметов

2. объем и кол-во ресурсов неизменны, т.е. ресурсы исп. Полностью и эффективно

3. технология неизменна

Экономические издержки опр-ся как потери других альтернативных благ, которые могли бы быть произведены с помощью тех же ресурсов. Т.е. Экономические издержки – альтернативные издержки упущенных возможностей.

Возрастание Экономических издержек по мере увеличения объема производства при данных ресурсах и технологии – экономический закон.

Сущность рынка

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие традиционного пр. частной собственности на экономические ресурсы.

Правовой режим ч\с в наибольшей степени адекватенэконом. обособленности.

Важнейшими условиями возникновения рынка яв-ся общее распределение труда и специализация.

Для возникновения рынка важна величина транзакционных издержек.

Коуз выдвинул концепцию, согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через организации, а не между индивидами.

(покупая товар в магазине, покупатель экономит на транзакционных издержках)

Важное условие возникновения рынка – свободный обмен ресурсами.

Рынок формируется в ходе и рез-тате развития товарного пр-ва.

Малые рынки

Капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д.

Виды малых рынков:

1. Ресурсов

2. Продукции

Экономические агенты возникают на большом рынке, как собственники эконом. ресурсов. Через соответствующие рынки они продают организациям свои ресурсы, получая за это доходы.

Функции рынка:

Опр-ся стоящими перед ними задачами.

1. Ценообразующая – в рез-тате взаимодействия на рынке формируется цена, которая формирует, отражает полезность товара и издержки на его пр-во

2. Информационная – цена содержит нформацию, необходимую всем участникам хоз.деят-ти

3. Регулирующая – связана с воздействием рынка на все сферы хоз.деят-ти. Растет цена – расширение пр-ва, падает цена – снижение пр-ва.

А.Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, при чем, в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»

4. Посредническая – рынок- посредник между производителем и потребителем, помогает найти им наиболее выгодный вариант купли-продажи.

5. Санирующая – конкуренция: рынок избавляется от слабых организаций

Важнейшими Эл-тами рыночного механизма явл-ся спрос, предложение и цена.

Рынок – механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они соотносятся, определяя цену.

Спрос – желание и возможность покупателей приобрести всевозможные товары или услуги по любой из возможных цен в данный период времени.

- Индивидуальный (спрос отдельного потребителя)

- Рыночный (сумма индивидуального спроса всех потребителей)

Кривая спроса.

Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и кол-вом спроса на него, что объясняется эффектом дохода и эффектом замещения.

Эффект дохода: при снижении цены товар становится дешевше относительно общей величины дохода и поэтому его можно купить в большем кол-ве, не отказывая себе в покупке других товаров.

Эффект замещения: при снижении цены появляется стимул купить данный товар вместо аналогичных других, которые стали относительно дороже.

Неценовые факторы спроса:

Характеризуют потребителей данного товара

1. Потребительские вкусы и предпочтения

2. Число потребителей на рынке

3. Доходы потребителя

4. цены на другие товары

5. Ожидания потребителя

Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен хар-ет эластичность и неэластичность спроса.

Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то спрос эластичен, а если даже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен.

Ценовая эластичность спроса опр-ся как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентн.измен.цены.

К=рост объема спроса, %/снижение цены,%

8% и 10% темп роста – темп прироста.

Если коэффициент эластичности >1, то спрос эластичен. Если предприниматель уверен, что снижение цены не увеличит объема продажи, то он не будет снижать цену, но и не будет повышать, если это приведет к росту продажи.

Предложение – желание и готовность производителей и продавцов поставлять на рынок различное кол-во товаров и услуг по любой из возможных цен в данный период времени.

- Индивидуальный (Предложение отдельного потребителя)

- Рыночный (сумма индивидуального Предложения всех производителей)

Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения.

Если величина спроса находится в обратной зависимости от цены товара, то между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость: если цена растет, то на рынок поступит большее кол-во данного товара, т.к. предпринимателю выгодно увеличить его пр-во, или наоборот.

Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и кол-вом товаров.

Неценовые факторы предложения

Связаны с изменением средних издержек пр-ва

1. Цены на ресурсы (Снижение цен на ресурсы снизит издержки на пр-во à поставка товара на рынок выгодна предпринимателю, предложение увеличится)

2. Технология пр-ва (сокращение средних издержек пр-ва увеличит издержки предложения)

3. Налоги и субсидии (высокие налоги сокращают предложение)

Субсидии и льготные кредиты при эффективном их использовании могут стимулировать рост пр-ва и предложения.

4. Число производителей

5. Ценовые ожидания продавцов

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены хар-ет эластичность предложения.

эластичность предложения – степень его изменения в зависимости от динамики цены.

К = рост объема предложения, % / увеличение цены, %

Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена

Неэластично предложение, если оно не изменяется при повышении или снижении цены.

Коэффициент эластичности необходим для прогнозирования объема пр-ва.

Признаки совершенной конкуренции

-наличие множества индивидуальных покупателей и продавцов однородного товара

-отсутствие препятствий для входа в рынок и ухода с него

-свобода получения информации, отсутствие издержек по закл. сделок купли-продажи товара

-невозможность для отдельного покупателя и продавца влиять на рыночную цену

Они вынуждены соглашаться с ценой, которая устанавливается стихийно в результате взаимодействия спроса и предложения.

-ценовая конкуренция: продавец может сохранить или улучшить свое положение, лишь сократив издержки на пр-во товара.

-слабые инвестиционные возможности

- производители и потребители ведут себя рационально, максимизируя свою выгоду.

Покупатели заявляют рыночный спрос на товар, а продавцы осуществляют рыночное предложение, т.е рыночное равновесие и рыночная цена существуют на рынке при равенстве величины спроса и предложения данного товара.

При равновесной цене отсутствует избыток (превышение величины предложения над величиной спроса) и дефицит (превышение величины спроса над величиной предложения)

Дефицит и избыток образуются в случае нарушения рыночного равновесия при отклонении рыночной цены от равновесия.

Дефицит может возникнуть при цене ниже равновесной, а избыток- выше равновесной.

Т.о. «невидимая рука рынка» как механизм воздействия через рыночные сигналы (рыночные цены) на силы спроса и предложения поддерживает рыночное равновесие.

Концепция рациональных ожиданий

Основана на построении экономических моделей. Эта психологическая теория широко используется в экономических теориях в полиэкономии. (прогнозы, вытекающие из субъективных мнений хоз.субъектов)

Подходы к оценке ожиданий:

1. адаптивное ожидание – опирается на опыт знаний последствий определенных экономических действий и учет прежних ошибок. Т.о. организ.приспосаблив. к экономстимуляциям и выраб.стратегию поведения.

2.рациональное ожидание – базируется на научных прогнозах, которые учитывают функционирование реальных эконом.моделей, влияние правительственных решений на макроэкономические показатели, последствия конкр.эконом.политики.

Конкуренция – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия пр-ва и сбыта товара в целях получения наибольшей прибыли, обеспеч.взаимодействие субъектов рыночных отношений в пр-ве и сбыте продукции.

Функции конкуренции:

1. эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества

2. Стимулирование эффективности пр-ва: стремление удержаться на рынке, улучшить качество продукции и снизить издержки пр-ва.

3. распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов пр-ва

4.установление равновесной рыночной цены.

Типы конкурентного поведения

1. добросовестная конкуренция – ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции и снижении издержек пр-ва, т.е. потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.

2.недобросовестная – укрепление рыночного положения организации связано с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы: продажа по цене ниже себестоимости, устан.дискриминации цен, ложная информация и реклама, недобросовестное копирование товаров у конкурентов, незаконное использование товаров знака, нарушение качества стандартов и условий поставок товара, коммерческий шпионаж.

Методы конкурентной борьбы

1.ценовая к.

– борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек на пр-во и снижение за счет этого цен без изм.

- использование ценового дискр. Т.е. продажа по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках пр-ва.

2. неценовая к.

- повышение качества товара путем совершенствования технических характеристик товара.

- улучшение адаптированности товара к потребностям потребителя.

- пр-во товаров заменителей

- улучшение обслуживания покупателя, продажный сервис.

- использование массовой рекламы.

Два типа рынка:

1. соверш.конкур:

- наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей.

- Незначительное для объема предложение со стороны отдельного продавца

- продажа всеми продавцами однородной стандартной продукции.

- одинаковая информация о положении на рынке для всех участников рынка

- лабильность всех ресурсов, предпол.свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

- (характрено для экономики сер.19в)

2.несов.конкуренция

Однако, конкуренция ведет к концентрации пр-ва и каитала на крупных предприятиях и возникновению монополии, разрушающей конкуренцию.

В конце 19-начале 20 в. Происходит активный процесс монополизации вр-ва и рынка, соотв., условия соверш.конкуренции нарушаются и формируется рынок несовершенной конкуренции.

несовершенная конкуренция – тип рыночной структуры, на которой не выполняется хотя бы одно из условий сов.конкуренции.

организ., функционир, на рынке несов.конкуренции, обл. монопольной властью, т.е.возможностью, увеличивая или сокращая объем продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли.

Монополия – господствующее или доминирующее полодение одного или нескольких хоз.субъектов в какой-либо сфере деят-ти.

Искусств.монополия – возник. В рез-тате спец.организ.мероприятий.

Естестнвенная монополия – технологич.особ. пр-ва, обуслав. Меньшие издержки пр-ва на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких, à появл. Такой вид монополии (водо, газо), это такое состояние рынка, при котором удовл. Спроса в силу технол. Преимущества крупных пр-в эффективнее отсутствия конкуренции.

Временная монополия – возн.в соотв. с НТП (научно-техн.программы) на основе монопольного обладания орг. Потентами, лицензиями на какое-либо техническое изобретение.

Госуд.монополия - исключительные права гос-ва (регулир. и предлож.денег, покупка вооружения..)

Модели рынка несов.конкуренции:

- чистая монополия

- олигополия

- монополистич.конкуренция

- монопсония – рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможности воздействия на цены.

- монополия, исп. Ценовую дескриминацию (мясов Омске – 100руб, на севере- 300руб)

- двустор.монополия – монопол.продавец противостоит монополисту покупателю

- дуополия.

чистая монополия – рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продает один продавец множеству покупателей.

Предпосылки:

1.пр-во уникальной продукции

2.наличие низких издержек пр-ва, сязанных с эффектом масштаба

3.исключительное право доступа к каким-л.природным ресурсам

4.наличие гос.потентов и лицензий.

Олигополия – рыночная структура, при которой доминируют несколько организаций, продавцов и множество покупателей.

По типу продукции различают чистую олигополию (пр-во однородных продуктов), олигополию, производящую дифференцированный товар.

Организация олигополистов получает высокую прибыль, т.к. вход на рынок затруднен.

Присутствует взаимозависимость ологополистов.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой множество организаций, выпускает однотипный, но дифференцированный продукт. Продавец сам устанавливает цену. Контроль над ценами ограничен, возможность сговора продавцов ограничена.

Методы (неценовые)

Вход в рынок относительно свободен.

Характерные черты основных моделей рынка несов.конкуренции

Харкт.черта Чистая монополия олигополия Монопол.конкуренция
1.Число организаций Уникальный Несколько Много
2.Тип продукта Близких заменителей нет Стандартизированный или дифференц. Дифференц.
3.Контроль над ценами Полный Огранич. взаимозависимостью Незначительный
4.Условия вступления в отрасль Вступление блокировано Существенные препятствия Сравнительно легкие
5.Типичные отрасли ЖКХ Металлургия (автомобилестроение) Пищевая, мелкая промышл., различная торговля

Организации, доминирующие на рынке могут:

1.Увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек

2. «Эксплуатировать» потребителей, завышая цены

3. Ослаблять и устранять конкуренцию

Монополизация рынка приводит к чистым потерям общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: