Школа Пифагора

Ранняя греческая философия.

Где можно искать свою субстанцию.

Древний Китай ищет в окружающем мире.

Древняя Индия – в глубинах человеческого «Я».

Древняя Греция – во взаимодействии человека с миром.

Вопрос о субстанции первым задаёт Фалес.

По мнению Фалеса всё есть Вода. Вода у него – это не жидкость, а попытка передать свойства понятия по аналогии с водой. Смысловой перевод фразы: «Всё есть как вода».

Какими свойствами должна обладать субстанция, чтобы быть как вода.

Она должна быть текучей, т.е. перетекать из одного понятия в другое. Подобно воде, она должна быть чистой, т. е. не содержать признаков, без которых можно обойтись.

По мнению Гераклита всё есть Огонь, мерами разгорающийся и мерами гаснущий.

Он меняет аналогию (не Вода, а Огонь), потому что обнаруживает новые свойства субстанции, которые нельзя передать по аналогии с водой, но можно по аналогии с огнём.

Какими свойствами должно обладать понятие, чтобы быть как огонь.

Подобно огню субстанция даёт свет, который пройдёт через тебя и сделает тебя прекрасным вне зависимости от формы твоих ушей.

Этот свет в православной церкви называется фаворским, имитируя золотой фон икон и нимбы святых. Но горе тебе, если ты подумаешь, что этот свет принадлежит тебе. Подобно огню субстанции нужно топливо, и этим топливом будет твоя частная жизнь, которую придётся сжечь.

Гераклит – это самый глубокий философ Ранней Греции, а самый интересный – Анаксимандр.

Он назвал свою субстанцию «апейрон» и от объяснений отказался.

Почему это интересно.

Здесь мышление предпринимает первую попытку оторваться от предмета.

Апейрон и вещи.

Непонятное нечто трансформируется в предметы и становится частично понятным, но только частично.

Что есть всё с точки зрения Пифагора.

По его мнению всё есть число, которое бывает либо чётным, либо нечётным.

Почему Пифагора не устроили варианты Гераклита и Анаксимандра.

Он считает, что многое надо объяснять из единого (Огонь и Вода – это многое).

Число – это единственное во многом.

Единое – это единица, а многое – это её комбинация.

Чем интересно решение Пифагора.

Он первым понял, что субстанция может придти в движение, только если содержит в себе внутреннее противоречие (чётное и нечётное).

Принцип несоизмеримости, переход к геометрической алгебре.

Несоизмеримость - это количественное соотношение, которое нельзя выразить целыми числами.

Это значит, что геометрия – более общая сущность, чем математика, и число надо выражать геометрическими понятиями.

От геометрии Пифагор переходит к музыке.

Он впервые находит в природе объект, который подчиняется числу.

Сегодня «музыку Пифагора» назвали бы экспериментом.

От музыки Пифагор переходит к астрономии.

Планеты вращаются, трутся об эфир и издают звуки.

Земная музыка – лишь отражение мировой музыки.

Астрономия ему нужна как гарантия всеобщности.

От космоса Пифагор переходит к человеку и природе.

Природа у него – это четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь.

Атом земли – это куб и гномы,

атом воды – это икосаэдр (ундины или русалки),

атом воздуха – октаэдр (эльфы),

огонь – тетраэдр (саламандра).

Додекаэдр – пятая сущность или эфир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: