Ранняя греческая философия.
Где можно искать свою субстанцию.
Древний Китай ищет в окружающем мире.
Древняя Индия – в глубинах человеческого «Я».
Древняя Греция – во взаимодействии человека с миром.
Вопрос о субстанции первым задаёт Фалес.
По мнению Фалеса всё есть Вода. Вода у него – это не жидкость, а попытка передать свойства понятия по аналогии с водой. Смысловой перевод фразы: «Всё есть как вода».
Какими свойствами должна обладать субстанция, чтобы быть как вода.
Она должна быть текучей, т.е. перетекать из одного понятия в другое. Подобно воде, она должна быть чистой, т. е. не содержать признаков, без которых можно обойтись.
По мнению Гераклита всё есть Огонь, мерами разгорающийся и мерами гаснущий.
Он меняет аналогию (не Вода, а Огонь), потому что обнаруживает новые свойства субстанции, которые нельзя передать по аналогии с водой, но можно по аналогии с огнём.
Какими свойствами должно обладать понятие, чтобы быть как огонь.
Подобно огню субстанция даёт свет, который пройдёт через тебя и сделает тебя прекрасным вне зависимости от формы твоих ушей.
|
|
Этот свет в православной церкви называется фаворским, имитируя золотой фон икон и нимбы святых. Но горе тебе, если ты подумаешь, что этот свет принадлежит тебе. Подобно огню субстанции нужно топливо, и этим топливом будет твоя частная жизнь, которую придётся сжечь.
Гераклит – это самый глубокий философ Ранней Греции, а самый интересный – Анаксимандр.
Он назвал свою субстанцию «апейрон» и от объяснений отказался.
Почему это интересно.
Здесь мышление предпринимает первую попытку оторваться от предмета.
Апейрон и вещи.
Непонятное нечто трансформируется в предметы и становится частично понятным, но только частично.
Что есть всё с точки зрения Пифагора.
По его мнению всё есть число, которое бывает либо чётным, либо нечётным.
Почему Пифагора не устроили варианты Гераклита и Анаксимандра.
Он считает, что многое надо объяснять из единого (Огонь и Вода – это многое).
Число – это единственное во многом.
Единое – это единица, а многое – это её комбинация.
Чем интересно решение Пифагора.
Он первым понял, что субстанция может придти в движение, только если содержит в себе внутреннее противоречие (чётное и нечётное).
Принцип несоизмеримости, переход к геометрической алгебре.
Несоизмеримость - это количественное соотношение, которое нельзя выразить целыми числами.
Это значит, что геометрия – более общая сущность, чем математика, и число надо выражать геометрическими понятиями.
От геометрии Пифагор переходит к музыке.
Он впервые находит в природе объект, который подчиняется числу.
|
|
Сегодня «музыку Пифагора» назвали бы экспериментом.
От музыки Пифагор переходит к астрономии.
Планеты вращаются, трутся об эфир и издают звуки.
Земная музыка – лишь отражение мировой музыки.
Астрономия ему нужна как гарантия всеобщности.
От космоса Пифагор переходит к человеку и природе.
Природа у него – это четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь.
Атом земли – это куб и гномы,
атом воды – это икосаэдр (ундины или русалки),
атом воздуха – октаэдр (эльфы),
огонь – тетраэдр (саламандра).
Додекаэдр – пятая сущность или эфир.