В процессе физического воспитания широко используются различные формы словесного воздействия благодаря его универсальным возможностям. Словесные воздействия имеют различные функции и формы. По функциям методы словесного воздействия можно условно разделить на следующие группы:
а) методы передачи информации;
б) методы управления деятельностью;
в) методы анализа и оценки деятельности.
К первой группе методов относятся рассказ, описание, объяснение, указание. К методам словесного управления деятельностью относятся команды, распоряжения. Анализ и оценка деятельности осуществляется путем разбора, поощрения, порицания и других словесных форм.
Особенности занятий физическими упражнениями обусловливают два главных требования к использованию слова: краткость и ясность. Это возможно тогда, когда формы словесного воздействия подбираются в соответствии с особенностями занимающихся и задачами обучения.
Методы наглядного воздействия способствуют более быстрому, глубокому, прочному усвоению, повышают интерес к разучиваемым двигательным действиям. По характеру анализаторов, которые участвуют в процессе физического воспитания, методы наглядного воздействия составляют три группы: а) методы зрительной наглядности; б) методы звуковой наглядности; в) методы двигательной наглядности.
|
|
К зрительной наглядности можно отнести натуральный показ двигательного действия преподавателем. Он может быть естественным, когда движение демонстрируется в его обычном проявлении и может быть адаптированным, когда движение демонстрируется в несколько измененном виде в целях большой выразительности отдельных моментов (например, при замедлении движений).
К информирующей наглядности относятся также все разновидности опосредованной наглядности в виде различных рисунков, схем, видеозаписей и т.п. Функцию управления двигательной деятельностью несет зрительная наглядность в форме различных приемов зрительного ориентирования и лидирования.
Основное требование к применению зрительной наглядности - доступность полноценного восприятия и удобство наблюдения. С учетом этого избираются
расстояния между преподавателем и учеником, определяется плоскость движения, расположение занимающихся.
Методы звуковой наглядности позволяют уточнить пространственно-временные и ритмические характеристики движений. Информирующими будут различные звуковые модели темпа или ритма движения (в том числе и музыка). Управляющими являются различные условные звуковые сигналы, по которым занимающиеся своевременно выполняют необходимые движения или усилия. Сюда же можно отнести различные системы звукового лидирования.
|
|
Методы направленного прочувствования двигательного действия дают возможность получать двигательные ощущения о правильном выполнении движений. К ним относятся:
1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия;
2) выполнение упражнений в замедленном темпе;
3) фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия;
4) использование специальных тренажеров, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движений.
Методы срочной информации предусматривают немедленную коррекцию движения на основе аппаратурных сигналов, поступающих по ходу движений и информирующих об их отклонении от заданных параметров (тензоплатформы, электрогоннометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры и др.).