Хозяйственная реформа 1965 года и ее незавершенность

На октябрьском 1964 года Пленума ЦК КПСС произошла смена руководства страны. Пленум освободил Н.С.Хрущева от обязанностей

Первого секратаря ЦК партии. Им стал Л.И.Брежнев, главой правительства-А.И.Косыгин.

В середине 60-х годов были проведены хозяйственные реформы. В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК партии было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирова-ния и усилении экономического стимулирования промышленного производ-

ства», в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа.

Для достижения цели, намечанные на сентябрьском Пленуме ЦК КППСС, были поставлены следующие задачи::

-ликвидация совнархозов, восстановление отраслевого принципа управления. Таким образом, были вновь образованы союзно-республикан-ские и общесоюзные министерства по отраслям.

-сокращение числа плановых показателй, утверждаемых государством, т.е. устанавливаемых сверху, главным показателем становился рост объемов реализованной продукции предприятия. Предусматривалось оценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции.

- признание пятилетнего плана в качестве основной формы планирования, недопущение изменеий планов без согласования с предприятиями.

- расширение прав предприятий, их хозяйственной самостоятельности, внедрение хозрасчета на предприятиях и в отраслях. Предприятиям предоставлялась хозяйственная самостоятельность, что они должны работать на приципах окупаемости, рентабельности, материальной заитерсованности.

- финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит.

И в Казахстане актино началась хозяйственная реформа.

. Состоявшаяся в октябре 1965 года шестая сессия Верховного Совета КазССР приляла закон «Об изменеии системы органов управления промышленностью и преобразовании некотрых других органов государственного управления

республики». В соответствии с ним были упразднены Казахский совет народного хозяйства и семь совнархозов экономических районов, созданы тринадцать союзно-республиканских министерств и союзно-республиканских управлений по руководству отраслями промышленности.

Прведенные реформы позволили значительно изменить структуру промышленного производства и ускорили становление новых ее отраслей. 1959 -1965 гг. на карте республики появилось двадцать новых городов, вступили в строй 700 крупных промышленных предприятий. Были введены в эксплуатацию такие производственные объекты, как Соколвско-Сарыбайский горно-обогатительный комбинат, Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат, Павлодарский алюминиевый завод, Алма-Атинский хлопчато-бумажный комбинат, Бухтарминская ГЭС, Карагандинская ГРЭС и др.

Хозяйственная реформа затронула и сельское хозяйство. Мартовский Пленум ЦК КПСС 1965 года наметил основные направления реформы в области сельского хозяйства:

- вводились твердые (неизменные) и сравнительно низкие планы заготовок на несколько лет впередь до 1970 года включительно.

- повышение заготовительных цен на зерновые культуры (пшеницу, рожь и др.), увеличение надбавок к действующим закупочным ценам на скот.

- поощрение работников сельского хозяйства за сверхплановую продажу зерна, устанавливалась 50 %-ная надбавка к основной закупочной цене (так называемая «полуторная цена»).

- ограничение количества отчетных показателей, устанавливаемых сверху, провозглашение самостоятельности планирования в пределах государст-венных заданий

- укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, активизация использова-ния научных достижений и передовой практики.

В 60-годы вновь возродилась идея об организации системы сельско-хозяйственных звеньев с целью усиления заинтерсованности работников в результатах их труда. Предполагалось перейти от крупных бригад (до 100

человек) к небольшим звеньям. Как в стране, так и в Казахстане нашлись сторонники внедрения новой оплаты труда. Таким человеком оказался Иван Худенко, работавший в одном из целинных районов республики. Вся работа распределялась между небольшими

хозрасчетными звеньями, к котрым предъявлялось одно требование: произвести установленный объем продукции к определеннному сроку, при этом заработная плата выплачивалась без ограничения, по достигнутым результатам. Итоги работы дали ощутимые успехи; производительность труда превысила средний уровень почти в 20 раз, затраты на производство зерна сократились в четыре раза, заработная плата выросла в четыре раза, а прибыль на одного работающего – в семь раз. Расчеты, сделанные И.Худенко, подтверждали, что введение такой системы по всей стране позволит увеличить в несколько раз производства зерна, сократив при этом число занятых в сельском хозяйстве с 35 до 5 человек.

Вначале советская пропаганда широко освещала опыт И.Худенко. Но постепенно стало ясно, что распространение этого почина приведет к коренной реформе не только колхозов и совхозов, но и всей экономикми, где не будет места командной системе.

В конце 60-х-начале 70-х годов позитивный потенциал хозяйственной реформы стал исчерпываться. Проведение экономических реформ при одновременном сохранении директивно-командных методов управления оказались безуспешными. По-прежнему важнейшие задачи социального и экономического развития решались преимущественно экстенсивными методами. Попытки реформ были сорваны и вследствие непоследовательности, господства пресловутого вала.

Поводом к началу Февральской революции послужил ряд событий. В Петрограде во второй половине февраля из-за транспортных трудностей ухудшилось снабжение хлебом.

Нехватка хлеба, спекуляция, рост цен все это вызвало недовольство рабочих. 18 февраля началась забастовка в одной из мастерских Путиловского завода, которая была поддержана рабочими других предприятий. Обстановка накалялась с каждым днем. 26 февраля десятки тысяч демонстрантов направились в центр города в уверенности, что солдаты не будут по ним стрелять. Однако этот день стал поистине «кровавым воскресеньем» второй русской революции.

На следующий день, т.е. 27 февраля который стал переломным моментом революции, на сторону восставших стали переходить войска. К вечеру практически весь город оказался

в руках восставших.

Следует отметить, что 26 февраля царское правительство приняло решение о роспуске Государственной Думы. Утром следующего дня было принято решение о создании Временного комитета Государственной Думы.

После захвата восставшими Таврического дворца лидеры меньшевистской фракции Государственной Думы провозгласили создание Временного исполнительного комитета

Петроградского Совета рабочих депутатов. Так был создан Петроградский Совет, большинство в котором получили партии меньшевиков и эсеров. Председателем исполкома был избран лидер фракции меньшевиков Госдумы Чхеидзе.

1 марта по предложению большевиков в состав исполкома были введены представители солдат и матросов и Совет стал единым Советом рабочих и солдатских депутатов.

После интенсивных переговоров между исполкомом Совета и Временным комитетом гос.Думы 2 марта было сформировано Временное правительство.

Одним из радикальных шагов Петроградского Совета было издание приказа № 1 по Петроградскому гарнизону. Приказом вводились выборные солдатские комитеты. Шестой пункт приказа, наряду с признанием соблюдения строгой воинской дисциплины провозглашал, что вне службы солдаты в политической и частной жизни пользуются всеми правами граждан, воспрещал грубое обращение с солдатами. Солдаты встретили приказ с огромным воодушевлением, а Петроградский Совет получил в свое распоряжение реальную силу.

В области внутренней политики Временное правительство обещало ввести политические свободы, Созыв Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией, но самые важные вопросы - о войне и мире, аграрный и рабочий решались крайне медленно или не решались совсем.

Решение Временного правительства, а именно Нота министра иностранных дел Милюкова о доведении войны до победного конца вызвало взрыв негодования среди солдат, которые с оружием в руках вышли на улицы. Вслед за солдатами вышли на улицы рабочие. Целый ряд руководителей военной организации большевиков склонны были идти с демонстрантами до конца.

4 июля 1917 г. произошли столкновения. Погибли десятки и были ранены сотни людей. Петроград был объявлен на военном положении. Политический кризис продолжался до 7 июля в отставку ушел глава правительства Г.Е Львов и с 8 июля его возглавил А.Ф.Керенский ВЦИК Советов признал за Временным правительством «неограниченные полномочия и неограниченную власть». Это был конец двоевластия.

Эти события стали основой своеобразного феномена политического развития России в 1917 г – двоевластия, когда формально верховная власть принадлежала Временному правительству, а власть фактическая, реальная – Петроградскому Совету.

В последнее время стали тенденции отхода от традиционной трактовки места и роли

Февральской революции 1917 г. в истории нашего Отечества. Причем следует отметить, что в отличие от российских историков, которые уже в конце 1980-х гг. сместили акценты в исследовании событий 1917 г. на Февральскую революцию, как альтернативу Октябрьской, в позициях казахстанских исследователей все еще сохраняется некоторая осторожность. Причина здесь видится в следующем: значение Октябрьской революции рассматривалось в плоскости формирования государственности казахского народа. Несмотря на все трагические последствия социалистической модернизации края, этот исторический факт довлел в оценках значения Октябрьской революции.

На рубеже веков национально-освободительное движение казахского народа вступило в новую фазу своего развития, характерной чертой которого был переход от традиционных форм вооруженной борьбы к политическим методам сопротивления колониальной системе царизма.

В рассматриваемый период времени национально-освободительное движение, как и само казахское общество было неоднородным. В связи с проникновением капиталистических отношений, формировавшаяся национальная буржуазия не могла играть ведущую роль в политической жизни. Малочисленный и распыленный по мелким предприятиям казахский пролетариат, не имевший политической организации, также не мог возглавить национально-освободительную борьбу. В этих условиях руководство освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, наиболее последовательно выражавшая идею национальной независимости.

Руководителями национально-освободительного движения стали – А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Тынышпаев и мн. др. большинство выпускники высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и др. городов. По неполным данным до революции около 120 казахов имели высшее образование и 700 – среднее.

Активизация политической жизни в казахской степи в рассматриваемый период выявила в ней три направления: одна - религиозная, проводимая татарскими и туркестанскими муллами, другая – западная, возглавляемая коренной интеллигенцией и третья - самая слабая, пытавшаяся направить молодых в русло движения русских социалистов. Еще в 1910 г. А.Букейханов писал: «В ближайшем будущем в степи, вероятно, организуются две политические партии. Одно из них может быть названо национально-религиозным… Другое – западное направление… Первое вероятно возьмет за образец мусульманские татарские партии, второе – оппозиционно русские, в частности партию народной свободы».

Первая попытка создать филиал партии «Народная свобода» была предпринята в 1905 г. в г. Уральске. Однако, по признанию А.Букейханова в массе киргизского населения политические партии находились «в зачаточном состоянии», а политические взгляды избирателей были еще «аморфны и не успели вылиться в определенную программу».

Несмотря на то, что кадетская партия России отстаивала демократические свободы, ядром ее политической доктрины была идея государственности, единства Российской империи. О самоопределении малых народов в программе кадетов не было ни слова. При этом даже отрицалось право Финляндии и Польши на отделение от России, не говоря уже о других колониальных народах империи.

Будучи одним из сторонников организации филиала кадетской партии в Казахстане, являясь членом ЦК партии, А.Букейханов осознавал ее политическую сущность. Видимо не случайным было его членство в масонской ложе, главная цель которой заключалась в свержении самодержавия. «Некоторые ее члены рассматривали будущее Российской империи, особенно накануне Февральской революции, в ее федеративном устройстве, по образу Северной Америки, субъектом которой служили штаты, соединенные между собой единой конституцией, но сохранившие при этом все признаки автономии». Данная позиция в большей степени отвечала политическим интересам казахской интеллигенции.

Этим можно объяснить вступление А.Букейханова в масонскую ложу с одновременным его вхождением в партию кадетов. Окончательный разрыв А.Букейханова произошел в декабре 1917 г.. причины которого были изложены в статье «Почему я вышел из кадетской партии»

В марте 1917 г. в Казахстане повсеместно сформировались местные органы Временного правительства – областные, и уездные исполнительные комитеты, отражавшие интересы предпринимателей, купцов, чиновников.

Верной опорой Временного правительства в областях и уездах были казачьи комитеты. Татарские, узбекские и уйгурские купцы и торговцы объединились в «мусульманские» и

«татарские» комитеты.

В Казахстане были образованы и национальные казахские областные и уездные комитеты как третьей силы наравне с органами Временного правительства и местными Советами во главе с национальной интеллигенцией. Эти органы власти имели четкую национальную ориентацию, направленную на создание казахской национальной автономии, решение аграрного вопроса, проблемы образования и религии.

Полностью поддержав Временное правительство, национальная интеллигенция приняла активное участие в деятельности его органов. 7 апреля 1917 г. было опубликовано постановление Временного правительства об организации Туркестанского комитета в составе члена Государственной Думы Н.П. Щепкина, А.Букейханова, М.Тынышпаева и др. Кроме этого руководители алашской интеллигенции получили должности: А.Букейханов был назначен комиссаром Тургайской области,

М.Тынышпаев – Семиреченской области, Х.Досмухамедов – Уральской области.

7 марта 1917 г. Временное правительство издало указ об амнистии участникам восстания 1916 г. Для предотвращения межнациональных столкновений, переданных русской стороне беженцев размещали в отдаленных от крестьянских и казачьих поселений. В сентябре 1917 г. Временное правительство приняло постановление об отпуске из казны 11 млн. 15о тыс.руб. для оказания помощи русскому и туземному населению Семиреченскойобласти.

Из этой суммы 5 млн. предназначалось казахам, остальная сумма русскому населению. При этом на каждую кибитку по 100 руб; русскому населению предоставлялось право на получение из казны безвозвратно пособие по 500 руб.

Проходивший 21-28 июля 1917 г. в Оренбурге 1-й Всеказахский съезд высказался за автономию Казахстана в составе Российской федеративной демократической парламентской республики, а также признал необходимость создания отдельной политической партии. Название партии «Алаш» было предложено Жаханшой Досмухамедовым, которое было всеми поддержано. Газета «Казах» стала печатным органом партии.

На съезде А.Букейханов объявил о своем решении выйти из партии кадетов. Он писа: «Партия кадетов считает правильным передачу земли в частную собственность. Наш казах, если получит землю в собственность, поступит как башкир, продаст ее соседнему мужику и через несколько обнищает, останется совершенно гол. Партия кадетов против национальной автономии. Мы же, собравшись под знаменем Алаш решили создать национальную автономию».

Разразившийся в июле 1917 г. общероссийский политический кризис требовал скорейшего определения места и роли движения «Алаш». 21 ноября 1917 г. газета «Казах» напечатала проект программы партии, составленной А.Букейхановым, А.Байтурсыновым, М.Дулатовым и др

Документ состоит из 10 разделов. В первой главе «Государственное устройство» указывалось, что Россия должна стать демократической федеративной республикой, «что означает народное управление государством, а федерация – союз равноправных государств, каждое из которых автономно управляется самостоятельно на одинаковых правах и интересах».

Таким образом, в конце 1917 г. политическое руководство национально-освободительным движением в крае большей частью принадлежало партии Алаш. Естественно, что процесс формирования и становления партии со всеми присущими признаками был сжат во времени, а затем вообще прерван стремительным развитием революционных событий, приведших к октябрьскому перевороту. Не успев до конца оформиться в партию, движение Алаш было вынуждено сконструироваться как общенациональны орган государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: