Развитие механизации строительства

Развитие монтажных и специальных строительных работ

В дореволюционной России монтажные и специальные работы выполнялись в незначительных объемах, кустарными методами, с использованием примитивных средств. Небольшие работы по монтажу стальных конструкций, санитарно-технического оборудования, возведению промышленных печей выполнялись мелкими подрядчиками и артелями. Наиболее сложные работы по монтажу оборудования и электротехнических устройств велись зарубежными фирмами – поставщиками изделий или концессиями.

Все монтажные работы производились вручную: подъем тяжеловесного оборудования и конструкций выполнялся с помощью простейших приспособлений – ручных лебедок, блоков, полиспастов, переносных треног и козел с ручными талями; механизированного инструмента не было.

В первые годы Советской власти монтажные и специальные строительные работы при ремонте и восстановлении предприятий и сооружений, законсервированных в годы гражданской войны, велись в основном на таком же низком техническом уровне.

Во вновь созданных монтажных организациях работы не были механизированы, преобладал ручной труд. Однако отсутствие механизации и недостаток квалифицированных специалистов не помешали завершить монтажные работы на многих стройках в сроки, неизвестные ранее в практике строительства.

Существенными недостатками монтажных организаций того времени были их разобщенность, отсутствие обмена опытом, а главное, невозможность сохранить квалифицированные кадры монтажников после окончания строительства. Как правило, этими кадрами комплектовались штаты построенных предприятий.

До Великой Октябрьской социалистической революции механизация строительных работ не получила сколько-нибудь заметного развития. Строительные работы производились, как правило, вручную или с применением примитивных технических средств.

Первые экскаваторы в России были применены на железнодорожном строительстве. Это были импортные машины. В 1900 г. Путиловский завод в Петербурге приступил к производству одноковшовых неполноповоротных паровых экскаваторов на железнодорожном ходу. В дореволюционной России к 1913 г. имелось всего около 100 экскаваторов, а перед Великой Октябрьской социалистической революцией – примерно 200 (в основном зарубежных марок).

В восстановительный период машины применялись главным образом на наиболее крупных стройках, где механизированным способом выполнялись земляные, бетонные и монтажные работы. К этому периоду относится появление на стройках первых мачтово-стреловых кранов, кранов-укосин, шахтных подъемников.

К концу первой пятилетки для механизации земляных, бетонных, монтажных и подъемно-транспортных работ применялось уже значительное количество машин отечественного производства. На стройках страны появились отечественные экскаваторы, производство которых впервые в СССР было начато в 1931 г., катки, краны, бетономешалки и другие машины. Парк строительных машин в 1932 г. состоял из 106 экскаваторов, 5240 кранов (преимущественно кранов-укосин) и подъемников, 5400 бетономешалок, 3600 растворомешалок, 2500 передвижных ленточных конвейеров и других машин и оборудования.

Большую роль в развитии механизации жилищного строительства сыграл начавшийся в период второй пятилетки выпуск башенных кранов, что в корне изменило организацию работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: