Глоссарий 5 страница

Судебная власть – та реальная опора, которая обеспечивает прочность всей конструкции государственности страны, разрешая все конфликтные ситуации, споры о праве, устраняя юридические неопределенности.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». В соответствии со ст. 4 данного Закона Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К системе федеральных судов указанным законом отнесены:

а) Конституционный Суд Российской Федерации;

б) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

в) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в системе федеральных судебных органов. Его особый статус связан, прежде всего, с теми функциями, которые он осуществляет. Только Конституционному Суду Российской Федерации предоставлено право осуществлять конституционный контроль в стране, определять соответствие законодательства субъектов Федерации федеральной Конституции, оценивать конституционность законов по жалобам граждан, по запросам судов, государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, решать споры о компетенции между федеральными государственными органами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей. Структуру суда составляют две палаты по 9 и 10 судей, которые являются равноправными и чьи решения имеют такую же юридическую силу, как и решения суда в целом. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусматривает ряд вопросов, которые решаются Конституционным судом на заседаниях палат и вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.

Подсистема судов общей юрисдикции является сложноорганизованной и включает в себя суды общей юрисдикции и военные суды. В настоящее время обсуждается вопрос о создании еще одной подсистемы – административных судов. Федеральные суды общей юрисдикции состоят из судов трех уровней: Верховного Суда Российской Федерации, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов районных судов.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды общей юрисдикции, входящие в данное звено судебной системы являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Районные суды в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Они является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды представлены трехуровневой системой: Военная коллегия в составе Верховного Суда Российской Федерации, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Систему арбитражных судов Российской Федерации, согласно Федеральному конституционному закону Российской Федерации «Об арбитражных судах», составляют:

- Высший Арбитражный суд Российской Федерации

- Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

- Арбитражные апелляционные суды

- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

-Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

-Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

-Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

-Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Арбитражные апелляционные суды Российской Федерации являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; осуществляют пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты; обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом ими в любой инстанции; изучают и обобщают судебную практику; разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализируют судебную статистику.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В нем могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Важнейшими принципами организации судебной власти являются независимость, неприкосновенность и несменяемость.

Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ (гл. 1 Конституции РФ) и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, которые устанавливаются федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Субъекты РФ обязаны руководствоваться принципами Конституции РФ:

· о единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5);

· о единстве исполнительной власти в Российской Федерации по вопросам федерального ведения и предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 2 ст. 77);

· о разделении властей и самостоятельности органов разных ветвей власти (ст. 10);

· о республиканской форме правления в Российской Федерации (ч. 1 ст. 1);

· о светском характере государства (ст. 14);

· о том, что судебная власть РФ устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118).

Законодательный (представительный) орган власти
субъекта Российской Федерации

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.

В субъекте должен быть создан законодательный орган власти (наименование выбирается субъектом самостоятельно), который может быть двухпалатным (бикамерализм используется в 4-х субъектах РФ – республиках Адыгея, Кабардино-Балкария и Тыва, а также в Свердловской области). Избирается этот орган населением с использованием пропорциональной избирательной системы (для избрания не менее чем половины депутатов), при этом в подавляющем большинстве регионов копируется система выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, и только в трех субъектах Федерации – Приморском крае, Калужской и Магаданской областях использована система открытых списков.

Законодательный (представительный) орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. В большинстве субъектов РФ парламенты однопалатные, однако, есть и двухпалатные (в Республике Тыва, в Свердловской области). Палаты различаются по порядку формирования, численности депутатов, характеру полномочий, месту в законодательном процессе. Число депутатов законодательного органа субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

Не менее половины депутатов законодательного органа субъекта РФ (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ — не менее половины депутатов одной из его палат) должны избираться по пропорциональной системе. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ.

Законодательный орган субъекта РФ является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания законодательного органа субъекта РФ определяется законом субъекта РФ. При этом заседание неправомочно, если на нем присутствует менее 50% числа избранных депутатов. Правомочное заседание должно проводиться не реже одного раза в три месяца.

Срок полномочий депутатского состава законодательного органа одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пяти лет. Досрочное прекращение полномочий законодательного органа субъекта РФ возможно в двух случаях: в результате принятия указанным органом добровольного решения о самороспуске в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ; по решению компетентного органа. В последнем случае решение о роспуске или о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, принимают Президент РФ, глава (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ, соответствующий суд.

Президент РФ вправе в форме указа принять решение о роспуске законодательного органа субъекта РФ в двух случаях. Во-первых, когда тем принят нормативный акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, что установлено решением суда, а законодательный орган в установленный законом или решением суда срок не устранил данное противоречие. В этом случае Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу в форме указа. Если в течение трех месяцев со дня предупреждения законодательный орган не принял необходимых мер по исполнению решения суда, то Президент РФ вправе его распустить. Во-вторых, Президент РФ вправе досрочно распустить законодательный орган субъекта РФ, когда тот по представленной Президентом РФ кандидатуре главы (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ в течение 14 дней со дня внесения представления не принял решение о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры соответствующими полномочиями. После этого следует второе представление Президентом РФ его кандидатуры. Если и во второй раз не было принято решение, Президент РФ проводит соответствующие консультации с законодательным органом субъекта РФ по кандидатуре главы субъекта РФ в течение месяца со дня отклонения кандидатуры либо непринятия решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры соответствующими полномочиями. По истечении указанного месячного срока и с учетом результатов проведенных консультаций Президент РФ вправе в третий раз внести предложение о кандидатуре главы (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ или распустить законодательный орган субъекта РФ. Он также вправе назначить временно исполняющего обязанности главы (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ.

Глава (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа этого субъекта РФ в случае принятия тем конституции (устава), закона субъекта РФ, иного нормативного акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, конституции (уставу) субъекта РФ. В данном случае право роспуска законодательного органа появляется у главы субъекта РФ, когда указанные выше противоречия установлены судом, а законодательный орган не устранил их в течение срока, установленного в законе или судебном решении. Глава субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия вновь избранного в правомочном составе законодательного органа в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного решения, установившего, что указанный орган в течение трех месяцев со дня избрания в правомочном составе не проводил заседаний.

При досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта РФ назначаются досрочные (внеочередные) выборы.

Компетенция законодательного органа субъекта РФ. К основным полномочиям законодательного органа субъекта РФ относится: принятие конституции субъекта РФ и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принятие устава субъекта РФ и поправок к нему; осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществление иных полномочий, установленных Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Статус депутата законодательного органа субъекта РФ, срок его полномочий регулируются федеральным и региональным законодательством. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается на срок полномочий того созыва депутатов, в состав которого он входит (до пяти лет). В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В случае осуществления депутатом деятельности на профессиональной постоянной основе он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Преподавательская, научная или иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных, иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта РФ. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу­ ­депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации

В субъектах РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Это совокупность органов, осуществляющих исполнительные и распорядительные полномочия, объединенных едиными целями, задачами, принципами деятельности, имеющих внутреннюю структуру. В нее наряду с высшим исполнительным органом субъекта РФ входят: глава (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ; отраслевые исполнительные органы (министерства, департаменты, главные управления, управления, комитеты); территориальные органы. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется главой (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Глава (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ — высшее должностное лицо субъекта. Он является главой всей системы исполнительной власти своего субъекта. В конституциях (уставах) субъектов РФ используются различные наименования главы: президент, глава республики, глава администрации, губернатор, председатель правительства, мэр. Посты президента и главы республики учреждаются в республиках. Например, в Конституции Башкортостана закреплено, что главой Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан. Он является высшим должностным лицом республики, представляет ее в отношениях с Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов РФ, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими ­организациями и должностными лицами и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей. В республике Тыва устанавливается система органов исполнительной власти во главе с Правительством Республики Тыва, возглавляемым председателем Правительства Республики Тыва. Председатель Правительства является высшим должностным лицом Республики Тыва. В других субъектах РФ высшее должностное лицо именуется главой администрации, губернатором. В Москве высшее должностное лицо именуется мэром.

Высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Гражданин наделяется полномочиями главы по представлению Президента РФ законодательным органом субъекта РФ. Если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган субъекта РФ, решение о наделении гражданина полномочиями главы субъекта РФ принимается на совместном заседании палат.

Предложение о кандидатуре высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ вносится Президентом РФ в законодательный орган субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий действующего высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ.

Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603, предусматривает, что кандидатуры представляются Президенту РФ руководителем его Администрации. Предложения по кандидатурам руководителю Администрации вносятся полномочными представителями Президента РФ в соответствующем федеральном округе. При внесении предложений учитывается авторитет гражданина и его деловая репутация, опыт государственной и общественной деятельности, результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта РФ. Руководителю Администрации Президента должны быть предложены не менее двух кандидатур одновременно. Президент РФ вправе отклонить представленные кандидатуры. В этом случае руководитель Администрации в установленные Президентом сроки обязан представить новую кандидатуру. Данное положение не применяется в отношении высшего должностного лица субъекта РФ, поставившего перед Президентом вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий.

Еще одним субъектом, имеющим право предлагать кандидатуру на должность высшего должностного лица, является политическая партия. Если политическая партия в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» инициировала рассмотрение законодательным органом субъекта РФ предложения Президенту РФ о кандидатуре высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ, данное предложение подлежит рассмотрению указанным органом. Предложение политической партии о кандидатуре высшего должностного лица, поддержанное большинством голосов избранных депутатов законодательного органа субъекта РФ, оформляется соответствующим решением указанного органа и направляется в установленном порядке Президенту РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Преподавательская, научная, иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ. Глава субъекта РФ не вправе входить в состав органов управления, попечительских, наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ, законодательством РФ.

Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ на срок не более пяти лет. Но эти полномочия могут прекратится досрочно в случае: его смерти; отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта РФ; его отставки по собственному желанию; отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных законодательно предусмотренных случаях; признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; утраты им гражданства Российской Федерации.

Решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ принимается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ имеет следующие полномочия: представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы субъекта РФ либо отклоняет их; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и принимает решение о его отставке; вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный орган на первое заседание ранее установленного срока; вправе участвовать в работе законодательного органа субъекта РФ с правом совещательного голоса; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти данного субъекта и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения.

В случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высший исполнительный орган субъекта РФ обладает общей компетенцией в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, состоит из министров, руководителей департаментов, управлений, имеет свой аппарат, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Во многих субъектах РФ он является коллегиальным органом,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: