Основные фазы мышления

1. Начальный момент мыслительного пр-са – осознание проблемной ситуации. Проблемная ситуация отр-ся в виде вопроса. Проблемная ситуация – отражение дефицита информации, необходимой для реализации к.-л. действия. Мыслить ч-к начинает, когда у него появляется потр-ть что-то понять. Мышление начинается с недоумения, удивления, противоречия. Эмоциональное состояние ч-ка в начале мыслительного пр-а явл-ся напряженным, а в конце – удовлетворенным. Сама постановка проблемы и умение сформулировать вопрос требуют сложной мыслительной работы. Возникновение вопросов – первый признак начинающегося понимания. Чем больше ч-к знает, тем лучше он знает, чего он не знает.

2. Разрешение задачи. Если задача носит наглядно-действенный хар-р, то для все данные для ее решения заключены в наглядном содержании самой задачи. Для решения такой задачи достаточно по-новому соотнести наглядные данные. По мнению Веккера, это не мыслительный ур-нь познания, а перцептивный (задача решается с опорой на восприятие, манипулирование предметами, например, обход препятствий; отр-ие межпредметных отношений осуществляется поср-вом действий с этими предметами). Манипулирование образами также не является мышлением (Веккер).

Если же содержание задачи выходит за пределы наглядной ситуации, для ее решения требуется привлечь теоретические знания. Специфика мыслительного разрешения задачи – постановка вопроса. Проблемный хар-р вопроса состоит не просто в нераскрытости отношений между объектами, но в их непонятности.

Первый шаг мысли заключается в отнесении возникшей проблемы к некоторой области знания. Происходит привлечение уже имеющихся знаний в качестве методов или средств разрешения проблемы.

Эти знания могут выступать в виде правил, и тогда решение задачи совершается путем применения правил. Использование правила для решения задачи включает две мыслительные операции: а) определить, какое правило д.б. привлечено для решения данной задачи; б) применение этого правила к частным условиям конкретной задачи.

Решение сложных задач происходит на основе гипотез – предполагаемых решений проблемы. Гипотеза нуждается в проверке (оценке вероятности каждого из возможных вариантов).. Проверка гипотез свидетельствует о критичности мышления. Некритичный ум первое подвернувшееся решение принимает за окончательное.

3. Вынесение окончательного суждения по данной проблеме (достигнутого решения). Это ответ на поставленный вопрос. Характеризуется феноменом понимания. Принятое решение испытывается на практике и в случае необходимости уточняется, исправляется или изменяется.

Мыслительные операции составляют взаимосвязанные и взаимопереходящие стороны мыслительного пр-са. К ним относятся сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – это сопоставление предметов, явлений, их св-в и обнаружение сходства и различия между ними. Сравнение является первичной формой познания. На основе выявления тождества и различия становится возможной операция классификации.

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления и выявление составляющих его элементов. Анализ вычленяет познаваемые явления из тех случайных несущественных связей, в которых они даны нам в восприятии.

Синтез - мысленное воссоединение элементов в целостную стр-ру. Восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения его элементов. Анализ и синтез непрерывавно переходят др. в др. анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей. Синтез невозможен без анализа, т.к отсутствуют части из которых необходимо восстановить целое.

Абстракция – это выделение и вычленение какой-нибудь одной стороны или св-ва предмета и явления (существенной) и отвлечение от остальных. Примитивная чувственная абстракция существует уже в пр-се восприятия (выделить форму, отвлекшись от цвета, выделить цвет, отвлекшись от формы). Это отвлечение одних чувственных сторон действительности от других. Абстракция, характеризующая мышление, означает отвлечение от чувственных св-в предмета и выделение его нечувственных объективных св-в, выраженных в отвлеченных понятиях. Это освобождение от единичных, случайных и поверхностных наслоений.

Обобщение (генерализация) – объединение предметов и явлений в единое целое на основе их общих существенных связей и закономерностей. Обобщение осуществляется в понятиях, в значениях слов. Обобщения могут носить простейший хар-р, когда объекты группируются на основе отдельного, случайного признака (синкретические обобщения). В случае комплексного обобщения, группировка объектов происходит по разным основаниям. Наиболее сложными являются понятийные обобщения, в которых дифференцируются родовые и видовые признаки объектов.

Конкретизация – операция, обратная абстракции и обобщению. Это возврат к индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

Мыслительные операции обладают св-вом обратимости возможность возврата мысли к исходному пункту). Каждая операция обратна парной: анализ синтезу, абстрагирование и обобщение – конкретизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: