Модели, используемые для представления изображений в полиграфии

Компьютерное репродуцирование сложный и многогранный процесс, все этапы которого тесно взаимосвязаны. Часть проблем, возникающих при печати изображений, удаётся разрешить по мере развития технологии, однако конечный результат в большой степени зависит от опыта и квалификации дизайнера.

Адекватная передача цветов оригинала при печати связана с решением нескольких задач: во-первых, сканер и монитор компьютера работают в одной цветовой системе, а печать осуществляется в другой, тем самым возникает проблема конвертации оттенков цвета из одной системы в другую; во-вторых, способы передачи изображения на мониторе и бумаге различны, поэтому встаёт задача достижения соответствия между изображением на мониторе и бумаге; в-третьих, процесс репродуцирования происходит поэтапно и осуществляется на нескольких технических устройствах, таких как сканер, фотонаборный автомат, в связи с этим возникает задача калибровки техники, т. е. минимизация потерь и искажений информации.

1. Цветовые схемы. Система RGB. В системе RGB все оттенки цветов получаются в результате сложения красного (Red), зеленого (Green), синего (Blue). Поскольку выполняется сложение, то система называется аддитивной. Геометрическим образом системы является цветовой куб. Достоинство RGB: простота, и как следствие широкая распространённость (на RGB системе работают мониторы и телевизоры). Недостатки: 1) аппаратная зависимость (разные фирмы изготовители используют разные люминофоры); 2) далеко не все цветовые оттенки можно получить с помощью аддитивного синтеза, т.е. есть системные ограничения на передачу цветов (особенно обеднена область голубых оттенков); 3) не обеспечивает работу с цветом на интуитивном уровне.

2. Система CMYK В модели CMYK происходит вычитание цветов, поэтому она называется субтрактивной.

Достоинства: модель является теоретической основой цветной печати, технически реализуема. Недостатки: 1) на цветопередачу влияет спектральный состав падающего света (чем он ближе к солнечному, тем лучше); 2)спектры поглощения пигментов не идеальны, и это приводит к неидеальной цветопередаче; 3) печатная бумага не является идеально белой, её цветовой тон влияет на цветопередачу (бумага содержит много древесной целлюлозы, а целлюлозы как не отбеливай, получишь только серый цвет), и для повышения белизны в бумагу подмешиваются люминофоры.

3. Система HSV Основной недостаток RGB и CMYK — это аппаратная зависимость, поэтому возникла задача построить аппаратно-независимую систему. Во-вторых, с цветом желательно обращаться на интуитивном уровне, а не рассчитывать его по правилу сложения или вычитания. Эта система оперирует следующими параметрами: Hue (цветовой тон 0-360), Saturation (насыщенность цвета 0-1 или 0-100%), Value (величина или интенсивность цвета 0-1 или 0-100%). Модели типа HSV получили название перцепционные (интуитивные).

4. Цветовая система МКО (CIE) В конце 19 века цветовых моделей и систем было настолько много, что возникла проблема их стандартизации и построения некой обобщающей модели. Для решения этой задачи была создана международная комиссия при институте стандартизации в Париже «Международная комиссия по освещению», и приступила к работе в 1914 году в Париже. На Западе эта система называется CIE. В 1931 году комиссия предложила цветовой график (в качестве модели).

x, y — это математические координаты, которые связаны с цветовыми координатами, определяются по определенным математическим законам. График МКО охватывает все цвета, видимые человеческим глазом. Человеческий глаз способен различать около 5 млрд. цветовых оттенков. Аддитивный синтез и область его цветового охвата на графике МКО получаются в виде треугольника. Достоинства системы МКО: удобно и наглядно сравнивать между собой области цветового охвата различных устройств. Наибольшую область цветового охвата имеет слайдовая фотопленка, приблизительно 60% площади графика МКО. На втором месте экран монитора, приблизительно 50%. Офсетная печать, примерно 30-35% цветопередачи от возможных цветов. Недостаток: технически целиком не реализуется.

5. Варианты перцепционной цветовой модели МКО.

Система HLS — это вариант HSV (L — Lightness — освещенность). Существует система HSB (B — Brightness — яркость). Система Lab (YCC): L — яркость цвета от 0 до 100%, a — по цветовому колесу отсчитывается от -120 (зеленый) до 120 (красный), b — от -120 (синий) до 120 (желтый). Дос-ва: охватывает все цвета, исп-ся для конвертации и промежуточного хранения, позволяет повышать резкость бкз потери качества. Недостатки: не обесп-ет работу с цветом на интуитивном уровне, технически не реализуется (для реализации УСС).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: