Ребята! Это продолжение начатой нами лекции, просьба законспектировать самое основное, остальное прочитать для понимания. Удачи!!!

3. Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.).

Паралингвистические особенности невербального общения.

1) Громкость и высота звука. Если встречаются малознакомые люди, то лидеров первоначально выбирают из тех, кто больше и громче говорит. Окружающим кажется, что если человек громко говорит - значит, он уверен в себе, в своей позиции. Вместе с тем сама по себе громкость голоса является эффективным средством воздействия на других людей. Говорить громче бывает легче, если одновременно повышать частоту - это и есть разговор «на повышенных тонах». Если повышение тона переходит допустимый уровень, то это воспринимается как покушение на личное достоинство и часто вызывает реакцию "Не кричите на меня!" В конфликтной ситуации повышения тона вообще недопустимо — фактически это одна из распространенных причин того,что деловые разногласия по поводу конкретного вопроса перерастут в разрушительный межличностный конфликт. Наиболее эффективной является тактика постоянного изменения громкости голоса. Парадоксально, но факт: то, что сказано более тихим голосом на фоне громкой речи, привлекает гораздо больше внимания, чем сказанное еще громче.

2) Темп речи. Люди говорят быстро: когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо; - когда говорят о личных трудностях; когда хотят убедить в чем-то собеседника или уговорить его. Медленная речь свидетельствует об усталости, угнетенном состоянии, или, с другой стороны - о высокомерии. Если один собеседник увеличивает длину высказываний, то другой тоже это делает! Удлиняются также высказывания того собеседника, в чьих словах усомнились.

3) Ритм речи. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели, однако, не всегда делают поправку на волнение говорящего. Чем больше прерывиста его речь, чем больше в ней запинок, слов-паразитов, тем более некомпетентным кажется он слушателям.

4) Пауза. Умение держать паузу - порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько минут молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

5) Интонация (тон голоса). Интонация - это не только модуляция высоты тона и способ подчеркивания каких-то элементов высказывания. Это способ выражения чувств, эмоций, отношение говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.) Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость - мягким и приглушенным, с понижением интонации к концу каждой фразы. Важно понимать, что, если между тем, что вы говорите, и тем, как говорите, существует расхождение, люди больше будут доверять тону голоса. Расхождение - признак наличия подтекста, скрытого смысла, который интуитивно воспринимается нами как истинный.

4.Такесика (динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания,
поцелуя). Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

5. Проксемика, или дисциплина, изучающая взаимное расположение и позы
собеседников. Проксемика исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство - дистанцию между собой и другими людьми. Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоя или сидя на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел сам термин «проксемика» (буквальный перевод означает «близость») и выделил 4 межличностных расстояния для взаимодействия:

1) Интимное расстояние (0-45см.) - на таком расстояние общаются близкие люди или хорошо знакомые люди. "Вход" чужого человека в эту сферу ощущается как весьма неприятное. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными являются негромкий голос, доверительный разговор.

2) Персональная дистанция (45-120см.) Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии удобно проводить беседу. Громкость голоса - средняя.

3) Социальная дистанция (120-400см.) - на этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. На этом расстоянии каждый может заниматься своим делом, не мешая, друг другу.

4) Публичная дистанция (400-750см.) - на таком расстоянии детали лиц, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и выговариваются. Общение формальное, чаще всего - с группой людей.

Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше нашего (социальная дистанция), тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии (персональная дистанция). У каждого человека есть свое "персональное пространство" - такая область вокруг человека, которую он считает своей и вторжение в нее воспринимается негативно. Вторжение в персональное пространство приводит к росту раздражительности, тревоги, стрессу и конфликтам. Замечено, что люди более конфликтные, подозрительные и нелюдимые окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди общительные, уживчивые и покладистые.

Коммуникативные барьеры

Барьеры общения — это различного вида препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям между людьми.

Иногда мы сталкиваемся с тем, что наши слова, наше поведение неправильно вос­принимаются собеседником, «не доходят» до него, даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, возводит какие-то преграды на пути общения.

Виды барьеров

Препятствием полноценному общению могут стать:

1. Вербальные и невербальные барьеры.

Вербальные барьеры — перебивание партнера, споры и эмоциональные реплики, постановка закрытых вопросов.

Невербальные барьеры — когда собеседник всем своим поведением демонстриру­ет нежелание вести разговор. Это выражается в том, что собеседник избегает смотреть в глаза партнера, лицо выражает скуку, ерзает, зевает, смотрит на часы, держит большую дистанцию.

2. Индивидуально-типологические особенности людей (темперамент, характер,
отрицательные эмоциональные состояния и др.), с которыми связаны следующие барьеры:

а) Барьер темперамента в общении встречается между людьми с разными типами нервной системы. Например, холерик (человек, вспыльчивый, в желаниях необузданный), начиная диалог без мысли о ссоре, внезапно в ответ на возмутившую его реплику разряжается вспышкой негодования. В то же время для партнера сказанное им замечание субъективно означает сущий пустяк. А другой человек, очень чувствительный, со слабым типом нервной системы (меланхолик) на то же воздействие собеседника отреагирует иначе: изменится в лице, уйдет в себя, надолго затаит обиду.

б) Барьер несовместимости характеров.

Как писал известный психиатр Карл Леонгард, у 20-25% людей некоторые черты характера или темперамента ярко выражены (акцентированы). Акцентуация характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты усилены, что при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Ни в коем случае нельзя забывать, что у каждого есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым критикой и упре­ками нельзя. Каждый нуждается в достойной опеке своей деятельности, в том числе и похвале, если ее действительно заслужил.

Вспыльчивость, обидчивость, нерешительность человека нередко обусловлены не дефектами воспитания, не темпераментом, а болезнью — неврозом. Причина ее — силь­ный эмоциональный стресс, психотравмирующая ситуация, из которой не удается най­ти выход. Практически у всех людей бывают кратковременные невротические состоя­ния.

в) Барьеры отрицательных эмоций. Эмоции человека, как его субъективные реакции на внутренние и внешние раздражители, служат мерой ценности всего вокруг
происходящего и могут влиять на восприятие партнера по общению. Испытывая к человеку неприязнь, не всегда удается правильно его понять, и, наоборот, влюбленность, очарование красотой и остроумием собеседника, часто приводит к тому, что на него смотрят сквозь «розовые очки». Не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция способна воздвигнуть серьезный барьер в общении. К таким эмоциям относятся: стра­дание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина.

г) Барьер отвращения и брезгливости довольно часто встречается в повседневной жизни. Неприятные запахи, потные руки, привычка близко придвигаться к собеседнику — все это может вызвать непреодолимое ощущение брезгливости у партнера по общению. Поэтому следует уделять больше внимания гигиене и манерам.

д) Барьер презрения может вызвать какая-то черта характера, но иногда это результат расовых или национальных предрассудков. Испытывая пренебрежение к кому-либо, человек старается избежать общения с ним. Порождают презрительное отношение к личности некоторые черты характера этого человека, его аморальные поступки устоявшаяся за ним репутация. Преодолеть возникающие при встрече с подобным субъектом эмоции трудно, для этого требуется длительное время, а иногда это вообще невозможно (например, когда барьер является результатом рассовых и национальных предрассудков).

е) Барьер страха — один из наиболее труднопреодолимых в межличностном общении. Он может быть вызван биологическими причинами (опасение за жизнь и здоровье, страх увечья, заражения болезнью) и социальными (опасение за материальное и мораль­ное благополучие, благоговение перед общественным статусом собеседника, угроза с его стороны, опасение наказания и т.д.). У некоторых людей вследствие трудных жизнен­ных обстоятельств, страх возникает очень легко. Причины страха могут быть различ­ными. При столкновении с человеком, занявшим недоброжелательную позицию в диалоге, всегда стоит задуматься, какой страх им владеет.

ж) Барьер стыда и вины возникает как чувство неуместности происходящего, из-за неловкости за себя или других. Стыд чаще всего охватывает человека при критике, но иногда и при неумеренной похвале. Поэтому не должно вызывать удивления, когда собеседник вместо того, чтобы расплыться в радостной улыбке в ответ на дифирамбы, прячет глаза, краснеет, стремится побыстрее проститься. Нередко стыд и вина перед человеком приводят к прерыванию отношений с ним. Чувство вины может возникнуть и без критики в том случае, если человек перестал получать привычное одобрение. Такое молчаливое порицание может подействовать сильнее резких обвинений. Чувство вины нарушает психологические контакты с людьми и может изолировать человека, если его совесть оказалась нечиста.

з) С барьером общения, возникающим на почве страдания или горя, сталкивается почти каждый. Страдание настолько приковывает к себе мысли человека, что трудно рассчитывать на его внимание к другим людям. Причины страдания могут быть вызваны трагическими событиями, неудовлетворенностью своим положением, тягостными физическими ощущениями. Барьер страдания в общении искажает восприятие окружающих: чужая радость нередко может вызвать боль, зависть, породить эгоизм (из-за жалости к себе) или, наоборот, альтруизм как способ заглушить в себе чувство вины перед кем-либо. Иногда, особенно у детей и подростков, страдание приводит к агрессивности (например, разлученные с матерью, они начинают часто ломать игрушки, бить куклу). Подчас в горе человеку хочется побыть в одиночестве. Утешения окружающих в этот момент вызывают лишь раздражение. В любом случае и при любой степени стра­дания человеку нужно создать покой, страдание не может длиться вечно.

и) Барьер гнева в общении рождается в ответ на неожиданные препятствия к удовлетворению актуальной потребности, на прерывание какого-то приятного занятия, на неожиданное оскорбление или незаслуженную обиду, на принуждение совершить ка­кой-либо неприемлемый поступок. Чем сильнее вызванный гнев, тем больше потреб­ность излить его словами или агрессивными действиями. Поэтому при встрече с разгне­ванным человеком не стоит испытывать в это время «запас его прочности».

Кроме этого, барьеры в общении могут провоцироваться еще рядом следующих причин. Защищаться от воздействия сообщений от другого человека мы можем, избегая этой информации, отрицая авторитетность ее источника или просто не понимая ее по ряду причин.

Выдающийся советский ученый, историк и психолог Б.Ф. Поршнев выделил сле­дующие виды барьеров в общении:

Избегание,

Авторитет,

Непонимание.

Барьеры избегания и авторитета

Барьер избегания — это уклонение от контактов с партнером, которые могут ока­зать на нас негативное воздействие, когда человек просто избегает общаться с человеком, опасным для него в каком-либо отношении. Например, если мы идем по коридору и видим идущего навстречу человека, который нам неприятен, то мы просто отворачиваемся и делаем вид, что его не заметили, только бы не общаться с ним.

Проявление барьера авторитета заключается в том, что, мы, разделив всех лю­дей на авторитетных и неавторитетных, доверяем мнению первых и отказываем в этом доверии вторым.

Барьеры непонимания

Практически для всех людей важно, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Для многих людей умение «донести» свое мнение, точку зрения, свои знания до партнера — еще и необхо­димая часть их профессии. Поэтому важно знать способы преодоления психологических барьеров.

Довольно часто какая-то информация для человека может исходить и от людей, которым мы в общем и целом доверяем и не стараемся избежать их воздействия. В та­ком случае защитой будет своеобразное непонимание самого сообщения.

Итак, если барьеры избегания и авторитета — это защита от источника коммуни­кации, то барьер непонимания — защита от самого сообщения, которая может вызывать­ся речевыми аспектами в речи собеседника.

Существует несколько разновидностей барьеров непонимания, вызываемых раз­личными причинами:

фонетический;

семантический;

стилистический;

логический.

Барьеры речи, связанные с фонетикой

Фонетика занимается акустическими и физиологическими особенностями речи. Незнание ее законов, пренебрежение ее требованиями затрудняет процесс коммуникации. Фонетический барьер непонимания возникает между людьми тогда, когда информация, которую они слышат, в силу каких-то причин ими не воспринимается.

Фонетическое непонимание может быть незначительным (например, в произношении слов) или полным. Полное непонимание возникает тогда, когда с нами говорят на непонятном нам иностранном языке, в этом случае мы можем быть спокойны — внуше­ние нам не угрожает, так как мы не понимаем, о чем идет речь.

Семантические барьеры речи

Семантический — значит «смысловой, относящийся к значению слова». Барьеры подобного рода возникают неизбежно, поскольку человек фиксирует услышанное не с точностью магнитофона, а преломляет воспринятое через свой личный опыт, систему знаний, жизненных ценностей, воспитания, словарный запас и др.

Существование этого барьера определяется фактором многозначности слов лю­бого языка. Любое слово имеет обычно с одно значение и в зависимости от контекста употребления имеет много смыслов. Одно и то же слово, даже фраза могут быть по-разному восприняты двумя слушателями и иметь различный (иногда до прямо противо­положного) смысл для разных людей.

Особенно хорошо это видно на использовании жаргонов в общении. Существуют так называемые, научный, профессиональный, студенческий, подростковый жаргоны.

Стилистический барьер непонимания

Следующим уровнем непонимания, который может быть причиной затруднений в общении и его низкой эффективности, является уровень стилистический или синтаксиче­ский.

Стилистика отвечает за выразительность средств языка. Слишком вольное об­ращение с ней приводит к возникновению специфических стилистических барьеров.

В любом сообщении, которое получает человек, для правильного его восприятия должно быть использовано не только нужное словесное обращение, но и тот стиль, ко­торый соответствует данной ситуации общения. Ведь реакцию непонимания со сторо­ны партнера вызовет не только явное нарушение грамматики, но и явное нарушение стиля, т.е. некоторого соотношения между формой и содержанием сообщения.

Существует два основных приема структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.

Правило рамки: вся предназначенная для запоминания информация в общении, будь то разговор, доклад, должна быть заключена в рамку, которая как раз и задает струк­туру. Рамку в общении создает начало и конец разговора. В начале разговора должны быть указаны цели, перспективы, предполагаемые результаты общения, в конце должны быть подведены итоги, показана ретроспектива и отмечена степень достижения целей.

Очень часто неуспехи в общении связаны именно с отсутствием рамки, когда не­известно, о чем говорят, неизвестно, к чему приходят, и в результате никто абсолютно ничего не помнит, «о чем-то говорили, но о чем?». А бывает и так, что, начав разговор правильно, открыв рамку, мы не заканчивали его эффективно, так как забыли эту рамку закрыть.

Правило цепи — для удобства восприятия, та информация, которую необходимо предоставить собеседнику, не «вываливается» бесформенной грудой, а структурируется в определенную логическую цепочку. Цепочки могут быть разные: «во-первых», «во-вторых», «в-третьих». Или: «сначала о главном...., затем о второстепенном...».

Логический барьер непонимания

Логический барьер непонимания вызывается неприятием одним из участников об­щения логики и аргументов другого.

Каждый из нас живет и думает по своей логике, и если у человека нет ясного представления о логике партнера, о ее отличии от собственной, тогда и «срабатыва­ет» барьер логического непонимания.

Если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то, что противоре­чит правилам логики, то мы его не только отказываемся понимать, но и эмоционально воспринимаем отрицательно. При этом предполагаем, что логика есть только одна,— то есть наша.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: