Законотворческая (правотворческая) техника

Понятие юридической техники

Определение. Юридическая техника - совокупность правил и приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета. При определении данного понятия необходимо исходить из того, что юридическая техника является созданным на практике рабочим инструментом правотворчества.

Значение юридической техники. Юридическая техника позволяет:

1. увеличить эффективность правового регулирования;

2. усовершенствовать правовую систему в целом;

3. совершенствовать язык правовых актов.

Признаки юридической техники. Юридическая техника:

1. это технические средства и приемы;

2. они выражены в правилах, нормах;

3. они направлены на совершенствование правового материала;

4. материализуются в уровне совершенства правовых актов в качестве формы права.

Цели законодательной (нормотворческой) техники. Юридическая техника направлена на достижение следующих основных целей:

1. рационально урегулировать общественные отношения;

2. сделать нормативные акты понятными для лиц, которым они адресованы;

3. обеспечить единообразие (унифицированность) юридических документов.

Представляется, юридическую технику не следует включать в понятие правотворчества. Она является важнейшим средством его обеспечения и не выступает в качестве составного элемента правотворческого процесса.

Виды юридической техники. Наиболее распространенной классификацией юридической техники является деление ее по видам правовых актов. На этом основании выделяют:

1. законодательную (правотворческую) технику;

2. технику индивидуальных актов (правореализационную).

В теории права называются и другие виды юридической техники:

- технику систематизации нормативных актов (В.Н.Карташов, А.Ф.Черданцев);

- интерпритационную технику (А.Ф.Бабаев, В.М.Баранов, В.А.Толстик);

- технику учета нормативных актов (А.Ф.Черданцев);

- судебную, следственную, прокурорскую и т.п. (В.Н.Карташов)

Техника индивидуальных актов изучается в конкретных дисциплинах (гражданском праве, процессуальном праве и т.д.). Для общей теории государства и права решающее значение имеет законодательная техника.

Законодательная техника – это совокупность всех правил, средств и приемов обеспечения совершенства законодательства. Законодательная техника должна обеспечить:

1. логическую последовательность изложения;

2. отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе

законодательства;

3. компактность нормативного материала;

4. ясность и доступность языка закона;

5. точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в

законодательстве;

6. устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу.

Виды законодательной техники (нормотворческой). Правила нормотворческой техники можно подразделить на три вида:

1. правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов;

2. правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта;

3. правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов).

Правила внешнего оформления нормативных правовых актов. Каждый нормативный правовой акт должен иметь реквизиты, которые придавали бы ему официальность.

Реквизиты нормативного правового акта - это такие внешние обозначения, знаки, атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон, иной нормативный юридический акт, имеет юридическую силу и вводится в действие. К реквизитам нормативно-правового акта относят:

1. название вида нормативного акта (закон, постановление и т. д.);

2. название органа, издавшего его;

3. наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования;

4. дата и место его принятия;

5. номер для более рационального учета нормативных актов.

Правила оформления содержания нормативных правовых актов. Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта:

1. нормативный акт должен иметь определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений;

2. нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом (например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права);

3. нормативный акт не должен содержать пробелы, он должен решать все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений;

4. акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным (например, нормы особенной части УК РФ);

5. регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными;

6. в нормативном акте по возможности следует избегать исключений и отсылок.

Правила структурного оформления нормативно -правового акта. Структурное построение – это определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность. Правила, относящиеся к структуре нормативного акта:

1. нормы общего характера должны помещаться в начале нормативного акта;

2. однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно;

3. в крупных нормативных актах должны обосабливаться в главы, разделы, части;

4. каждая глава, раздел, часть должны иметь название (например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, 12 разделов, 34 главы);

5. каждая глава состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы);

6. нумерация статей должна быть сплошной, т. е. одна нумерация должна идти через все разделы, части и главы;

7. нумерация статей должна быть постоянной и стабильной.

В случае внесения дополнений в нормативный акт эти дополнения или вносятся в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее цифрой, которая ставится рядом с номером статьи.

Например, в УК РФ 1970 г. имелись три статьи под номером 108, одна из них обозначалась цифрой 1-198 (читается «статья 198-прим»); другая - 2-198 (читается «статья 198-два»).

Способы изложения нормы права. В зависимости от компактности расположения элементов формы права различают три способа изложения элементов правовой нормы:

1. прямой;

2. отсылочный;

3. бланкетный.

При прямом изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта; при отсылочном - отсылка к другим нормам; при бланкетном - конкретной отсылки нет, но отдельные элементы нормы права формулируются в каких - либо специальных правилах и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например, нормы, устанавливающая ответственность за нарушение правил по технике безопасности).

В зависимости от конкретности правового предписания выделяют два основных способа изложения норм права в тексте правового акта:

1. абстрактный - признаки явлений в обобщенном виде, т. е. - в виде абстрактного понятия;

2. казуистический способ - явление характеризуется индивидуальными признаками, путем перечисления тех или иных случаев - казусов.

Существуют и другие способы изложения норм права: формулирование в статье заголовка, последовательность изложения юридических норм, компактность их изложения, однородность содержания, исключение противоречий, соответствие содержания закона его наименованию, исключение пробелов, использование для этого отсылочных статей.

Юридическая терминология. Термин - это словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта. Специфика юридической терминологии состоит в следующем:

1. они являются первоначальным юридическим средством, начальным звеном выражения воли законодателя;

2. в терминах выражается и формулируется воля законодателя, правовые нормы, индивидуальные предписания;

3. они обеспечивают доступность в понимании и удобство в применении законодательства.

К терминологии предъявляются определенные требования:

1. единство терминологии: один и тот же термин должен употребляться в данном законе в одном и том же смысле;

2. общепризнанность термина: слова не должны быть «изобретены», придуманы законодателем только для данного закона или применяться в нем в каком - то особом смысле;

3. стабильность терминов: они должны быть устойчивыми, их смысл не должен изменяться с каждым новым законом.

Виды юридических терминов. Все юридические термины даются на три группы;

1. общеупотребляемые термины;

2. специальные юридические термины;

3. специальные неюридические термины.

Общеупотребительные термины - слова обычно литературного языка («жилое помещение», «доля», «захват» и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания.

Специальные юридические термины - это термины, отражающие государства и особенности права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности («правоотношение», «подсудимый», «прокурор», «истец» и т. д.).

Специальные неюридические термины - это термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей в законодательстве и юридической науке («перевозка», «кибернетика», «эпизоотия» и др.).

Стиль правового акта - система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах.

В правоведении выделяются и другие составы правотворческой техники:

- технические средства (способы нормативного построения, системного построения и юридические конструкции) и технические приемы (методы отраслевой типизации, средства словесно - документального изложения нормативно - правового акта и т. п.) (Комаров С.А.);

- средства юридического выражения воли законодателя (нормативное и системное построение, отраслевая типизация) и средства словесно - документального изложения текста документа (реквизиты, структурное построение, юридическая терминология, стиль правового акта) (В.К.Бабаев, В.М.Баранов, В.А.Толстик);

- выражение воли законодателя (термины, символы, фикции), выражение содержания законодательного материала в статьях закона, структурное построение норм права, процедура принятия законопроектов, опубликование и вступление в силу нормативных актов, систематизация законодательства (В.К.Бабаев);

- технические средства (термины, юридические конструкции), технические правила (ясность и доступность языка правовых актов, сочетание лаконичности с необходимой полнотой правовых предписаний, последовательность изложения юридической информации, внутреннее единство правового материала) и технические приемы (реквизиты, структурная организация правового акта) (А.В.Малько).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: