Индивидуальность

Человек как индивид Человек как личность Человек как субъект

Какие качества можно отнести к свойствам индивида? Это, например,

· половозрастные особенности, то есть наличие у каждого человека того или иного пола, возраста, особенностей, характерных для людей этого возраста и пола, скажем, для детей дошкольного возраста характерны доверчивость, непосредственность, конкретность мышления и т.д.;

· особенности нервной системы, то есть для каждого из нас характерен тот или иной тип нервной системы, на его базе формируется темперамент.

· Особенности конституции, то есть телосложения.

· Природные задатки.

Субъект – это человек в деятельности, человек как преобразователь самого себя и мира. Например, человек проявляет себя как субъект в творчестве. При этом если, например, человек в своей профессиональной деятельности исключительно выполняет указания других, пассивен, никак не проявляет своей собственной позиции, вряд ли можно назвать его субъектом деятельности. Он скорее пассивный объект воздействия других.

Личность понимается в психологии по-разному. Ананьев считал, что личность – это особое качество, которое приобретает индивид в обществе, в отношениях с другими людьми. С этой точки зрения под личностью понимается система качеств, которые важны для общения с другими людьми, например, статус в группе, социальные роли, которые играет человек в семье, в коллективе и другие качества. Объединение всех личностных свойств человека рождает определенный характер.

По З.Фрейду личность – это ансамбль бессознательных влечений.

А.Н. Леонтьев писал о том, что «личностью не рождаются, а становятся», становятся в результате воспитания и самовоспитания.

Л.И.Божович считала, что человека можно считать личностью, если он может подчинять свои желания целям, если он преодолевает себя и может руководствоваться нравственными и социально значимыми принципами.

С.Л.Рубинштейн включает в понятие «личность» не только отношение к другим, но и самосознание, отношение к самому себе, наличие собственной внутренней позиции по различным вопросам.

Получается, что с одной стороны, человек становится личностью в обществе, то есть он должен следовать нормам, принятым в обществе, но в тоже время человек должен выработать свою собственную позицию и научиться в случае необходимости противопоставлять себя обществу. Например, в 1937 году в нашем обществе стало нормальным доносить на знакомых и близких. Должен ли человек-личность следовать этой норме?

Если в воспитании учитывать только особенности индивида, врожденные свойства, задатки ребенка, то его психические достижения просто приурочиваются к определенному возрасту, воспитание и обучение в этом случае не ориентируется на зону ближайшего развития. Если же, наоборот, в воспитании личности не учитывать индивидные особенности, созревание мозга, врожденные склонности, тип нервной системы, это может привести к навязыванию ребенку занятий не соответствующих его возрасту, интересам, способностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: