Природное поселение как среда и способ жизни

Дороги.

Архитектура как шествие, оформление движения, пути, восхождения (к богу).

Площадь (форум) – гражданский феномен, зона публичной городской жизни, социальной презентации, сакрального предстояния, нахождения, пребывания, незначительного перемещения, передвижения внутри ограниченного пространства (ритм размеренный, динамика незначительна, преобладает статика).

Феномен площади имеет античные корни в публичной гражданской жизни демократического государства (греческая агора, римский форум). Возрожден в Новое время. Разрабатывался как пластически-пространственный феномен, начиная с эпохи Возрождения (ХУ век) до середины ХХ века. (Примеры)

Сакральное (свободное, пустое) упорядоченное пространство регулярной формы, предназначенное для заполнения гражданами. Площадь – городской зал, «интерьер». Очертания формировались фасадами окружающих зданий. С другими пространствами связывалась при помощи улиц. (Примеры)

Улица (набережная вдоль канала, проспект) – связана с идеей динамики, движения, интенсивного перемещения, пересечения пространства, взаимосвязи различных зон. Архетип дороги – символ жизненного пути. Жить значит идти по дороге. Улица – оформленная архитектурно дорога, профанический путь человека.

Многослойная система, с различными высотными перепадами (в центре выше). Самое дорогое строительство.

Структура дороги: два тротуара + проезжая часть (центральная зона и две периферийные, окаймляющие зоны). См. соотношение ширины проезжей части и тротуаров (содержит информацию о доминантном типе перемещения по дороге: какое количество людей, в каком транспорте, количество полос, есть ли встречное, наличие пешеходов и др.).

Бульвар – зона отдыха и пешеходных прогулок внутри города. Улица, обсаженная с двух сторон деревьями. Зона неспешной прогулки, променада.


Лекция 16

Жизнь человека в природном пространстве регулируется естественным круговоротом жизни природы: сменой времен года, сезонов, времени суток, в конечном счете, ритмами восходов и закатов солнца.

Сад (парк), вилла, загородное поместье – неофициальная резиденция. Образ частной жизни, свободной (в разной степени; выбор ее определяется индивидуальным выбором владельца) от социальных условностей и ограничений.

Восходит к просветительской идее о естественной (чистой) жизни на лоне природы. Представление о гармонии человека и природы (преображенной его усилиями), о возврате к простоте и безыскусности жизни. Образ буколического рая, известный с древнеримской античности и возрожденный в эпоху Ренессанса.

Жизнь на природе связана с представлениями об отдыхе, созерцании, размышлениях (духовных или интеллектуальных трудах), пестовании чувств или о хозяйственной (агрикультурной, преобразующей природу) деятельности человека.

Пространства для жизни (отдыха) на природе тесно смыкаются (соприкасаются) друг с другом. Сельские дома имеют особые парковые фасады, широкие террасы, веранды, навесы, галереи, благодаря которым степень проницаемости пространств значительно возрастает. Само их наличие, а также их значительные размеры говорят о более активном взаимодействии, а порой и непосредственном слиянии внутреннего и внешнего.

Они всегда имеют достаточно широкую и тщательно разработанную промежуточную зону освоенной природы (сад, парк с прудами и каналами, искусственными и естественными водоемами, горками, постройками, гротами, статуями, газонами, полями для гольфа и посаженными специально растениями, деревьями, кустарником и цветами).

Моделирует идеальную, т.е. преображенную руками человека природу (идеальный образ жизни) – имеет характер архитектурной утопии.

Сады Древнего Египта

Сады Семирамиды в Вавилонском царстве

Персидские сады

Общественные сады (рощи) Древней Греции

Сады римских загородных вилл

Средневековые монастырские и замковые сады

Исторически сложившиеся типы европейских садов (парков) Нового времени:

· Террасный (итальянский) – с ХУ1 в. – использует естественные или искусственно созданные перепады высот на местности, неровности рельефа, каскады из потоков льющейся под естественным напором воды (вилла дЭсте в Тиволи, вилла Капрарола);

· Регулярный (французский) – ХУП в. – регулярные планы, геометрически точные линии, 3-хлучевые оси, длинные перспективы, фонтаны со скульптурой, искусно подстриженные растения, длинные аллеи, завершаются павильонами – (Во-ле-Виконт, Версаль);

· Пейзажный (английский) – ХУШ в. – искусно созданный эффект естественности и непреднамеренности. Небольшие архитектурные павильоны, пруды, мостики, узкие аллеи, скульптуры среди зелени ().

Восточные сады (известны со времен Средневековья):

  • Ближний Восток: мусульманский сад («чор-бак»);
  • Юго-Восточная Азия (множество местных школ): китайский сад – смена визуальных перспектив, прообразы национальных парков;

Дальний Восток: японский сад: на небольшом пространстве «в несколько циновок» (0,75х3м=2 кв.м) – эффект больших ландшафтных панорам: миниатюризация и символизм.


Лекция 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: