Сущность политики свободной торговли и протекционизма

Свободная торговая и протекционизм. Межгосударственное регулирование внешней торговли

Основные типы тарифной политики

В зависимости от состояния национального хозяйства выделяются два варианта проведения таможенной политики — в экономически развитых странах и развивающихся.

Для экономически развитых стран характерны многоколонные тарифы, которые предусматривают различные ставки импортных пошлин: от высоких общих (генеральных), действующих в отношении всех государств, через ставки режима наибольшего благоприятствования (т. е. льготного порядка торговых операций, установлению между двумя странами на основе договора) к преференциальным коэффициентам для импорта из бедных, слаборазвитых экономик.

Другой отличительной чертой таможенных тарифа развитых стран является их корреляция с международной Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), введенной в действие в 1988 г.

Специфика таможенной политики группы развивающихся стран заключается в широком использовании экспортных пошлин и поддержании относительно высоких ставок тарифа на импорт, которые достигают немыслимой для развитых стран величины 50—100%, а в отдельных экономиках (Египет, Эквадор, Пакистан) — даже большей.

Кроме того, большинство развивающихся стран в отличие от европейских держав, США и Японии еще только осуществляют переход от старой Брюссельской товарной номенклатуры к ГС. Поэтому некоторые из них применяют тарифы с большим количеством колонок (Сенегал — 9, Мали — 17).

Наряду с национальными тарифами в мировой экономике все более широкое распространение получают объединения нескольких стран (таможенные союзы), которые практикуют различные формы межгосударственного регулирования внешней торговли, опираясь при, этом на содействие различных глобальных и региональных международных экономических организаций.

Политика свободной торговли (или фритреда — от англ. free trade) как явление экономической жизни возникла во второй половине XVIII в. Фритред — экономическая политика, предусматривающая свободу выбора в деятельности хозяйствующих субъектов при минимальном вмешательстве государства. Решающее значение для ее теоретического обоснования имел выход в свет известного сочинения А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов".

На страницах своей книги выдающийся английский экономист рассматривает человеческое общество в качестве всеобщего менового союза, членам которого, т. е. людям, органически присуще стремление к торговле. Поэтому обмен товарами между странами на основе разделения труда является неотъемлемой чертой экономических отношений. В таком случае государство выступает лишь как наемный агент товаропроизводителей и потребителей, обеспечивая наилучшие условия для свободной конкуренции предложения и спроса прежде всего своим невмешательством в хозяйственные процессы.

Свое развитие и фактическое завершение теория фритреда нашла в работах другого знаменитого британского экономиста Д. Рикардо, последовательно развивавшего идеи предшественника о свободном предпринимательстве в условиях конкуренции и роли государства как "ночного сторожа" общества, отдающего экономику страны во власть "невидимой руки", т. е. законов саморегуляции рынка.

Классические образцы политики свободной торговли дают нам экономики англосаксонских стран второй половины XIX в., особенно Великобритании и ее доминионов. В настоящее время практически не осталось стран, где бы система фритреда оставалась на вооружении государства в своем классическом виде. Да это и понятно, учитывая значительно возросшую регулирующую роль компетентных государственных органов. Однако элементы политики свободной торговли по-прежнему заметны в экономическом курсе многих государств, особенно развитых и небольших по территории и ресурсам, например, Сингапура. Кроме того, указанные выше характерные черты фритреда наблюдаются в процессе создания и деятельности оффшоров, получивших за последнее время широкое распространение как форма так называемых свободных экономических зон — СЭЗ. В то же время ряд авторитетных международных организаций, например, Всемирная торговая организация или Конференция по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), как уже говорилось, активно выступают в поддержку снятия ограничений и барьеров в сфере ВЭД, преимущественно внешней торговли.

Отражением глобального процесса либерализации внешней торговли служит возникновение обширных региональных зон "свободной торговли" на всех континентах мира. При этом многие государства в своей экономической политике придерживаются того мнения, что только фритред способствует рациональному размещению и использованию экономических ресурсов. Хотя не следует забывать и то, что современное понимание свободной торговли связано не с тотальным самоустранением государства от участия в экономике, а поиском наиболее оптимальной схемы такого участия без ущерба для деятельности всех хозяйствующих субъектов.

Традиционно в экономической теории свободная торговля противопоставляется политике протекционизма (от англ. protection — защита, покровительство), понимаемой как система экономических и административных мер, вводимых государством с целью защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внутренних и внешних рыночных тенденций.

По своей сути протекционизм в экономике существует с момента формирования первых государств. Свою теоретическую разработку принципы этой политики нашли в сочинениях американского государственного деятеля конца XVIII в. А. Гамильтона и видного немецкого экономиста Ф. Листа в середине XIX в. Однако своей кульминации протекционизм как серия практических мер достиг в период существования на планете тоталитарных режимов левого (СССР) и правого ("Третий рейх" — фашистская Германия) толка в XX в., для которых в сфере торговли была характерна государственная монополия, сочетавшаяся с директивно-плановым распределением ресурсов.

Несмотря на то, что ведущей тенденцией МЭО, как уже говорилось, повсеместно признается переход все большего числа стран к политике свободной торговли, обеспечивающей рост благосостояния населения, наблюдается процесс так называемой "выборочной" реставрации протекционизма, связанный с более настойчивым лоббированием (навязыванием) производителями своих интересов под вывеской национальных.

Отмеченное выше создание таможенных союзов также приводит к возникновению таможенных "стенок" на пути товаров из стран — членов этих союзов в третьи государства.

Зачастую для самого государства бывает более удобным и выгодным вводить тарифы и квоты в сфере внешней торговли, преследуя фискальные и покровительственные. по отношению к отечественным производителям цели, чем заниматься поиском и апробацией каких-то других механизмов стимулирования экономического роста. И, наконец, крушение колониальной системы и появление большой группы развивающихся стран, стремившихся защитить молодые экономики от диктата крупных западных компаний, вновь сделало идеи протекционизма весьма популярными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: