Орган по сертификации (ОС) — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
Основные функции органа по сертификации изложены в Федеральном законе «О техническом регулировании». Орган по сертификации:
— привлекает на договорной основе для проведения испытаний и измерений аккредитованные испытательные лаборатории;
— осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации или договором;
— ведет реестр выданных сертификатов соответствия;
— информирует соответствующие органы государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
— выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
|
|
— обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
— определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем;
— в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, принимает решение о продлении
срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля
за сертифицированными объектами.
Функции центрального органа системы сертификации, который, как правило, организует работы в системе сертификации однородной продукции, следующие:
• организует работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществляет руководство ею, координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему;
• разрабатывает предложения по номенклатуре продукции, сертифицируемой в системе;
• участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе;
• рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий, участвующих в системе;
ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему выданных (аннулированных) сертификатов соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о правилах системы.
Организационная структура органа по сертификации обеспечивает возможность выполнения всех возложенных на него функций по сертификации в соответствии с областью аккредитации (рис. 11.11).
|
|
Рис. 11.11 Типовая структура органа по сертификации
Орган по сертификации должен иметь документально оформленную систему менеджмента качества, отвечающую характеру и объему выполнения работ по сертификации. Поэтому в структуре органа по сертификации выделяется ответственный за систему менеджмента качества. Основополагающим документом системы менеджмента качества должно быть Руководство по качеству, обеспечивающее уверенность в возможности органа по сертификации действовать в системе сертификации. Руководство по качеству органа по сертификации включает:
— заявление органа по сертификации о политике в области качества;
— информацию о правовом положении органа по сертификации;
— сведения о составе и квалификации работников, организационной структуре органа по сертификации, распределении функций, правах, обязанностях и ответственности подразделений и работников;
— задачи и функции руководства органа по сертификации;
— информацию об организации обучения и повышения квалификации персонала, занимающегося сертификацией;
— процедуры сертификации или ссылки на документы, где они описаны;
— типовые программы проведения сертификации;
— порядок оплаты работ по сертификации;
— порядок привлечения внештатных экспертов по сертификации;
— процедуры инспекционного контроля за сертифицированными объектами или ссылки на документы, где они описаны;
— процедуры апелляций;
— порядок аннулирования и приостановки действия
сертификата;
—порядок разработки и внесения изменений в документацию, относящуюся к деятельности по сертификации;
— порядок регистрации, учета и хранения информации о деятельности по сертификации;
— журналы регистрации материалов по сертификации;
— должностные инструкции работников, занимающихся сертификацией;
— правила, обеспечивающие конфиденциальность информации, получаемой в ходе деятельности органа по сертификации;
— порядок публикации результатов работ по сертификации;
— порядок проведения внутренней проверки системы качества органа по сертификации;
— формы рабочих документов (заявки на проведение работ по сертификации, сертификаты и др.);
— порядок ведения архивов.