Происхождение термина "интеллектуальная собственность" обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляют собой договор между обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях. Однако уже Джон Локк считал, что право интеллектуальной собственности должно рассматриваться как естественное право, а не как право, основанное на законе.
Само понятие "интеллектуальная собственность" возникло как реакция на массовое применение товарно-денежной формы в сфере "духовного производства": задачей права в данной сфере никогда не было установление запрета, устранение всех "посторонних" лиц от приобщения к культурным ценностям или техническим новациям; задачей права признавалось только разумное (с точки зрения общества в целом) обеспечение интересов создателей интеллектуальных ценностей и лиц, предоставивших средства для их создания. Правовые нормы нельзя основывать на "пожеланиях" какой-либо отдельной категории, группы людей. Историю законодательства об интеллектуальной собственности на протяжении трех последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса интересов, своего рода "социального контракта" между автором и обществом, равновесия между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции.
|
|
Способствуя созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых результатов, закрепляя за авторами и изобретателями права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, поддерживая "пламя гения топливом интереса" (А. Линкольн), право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, научного и технологического прогресса, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями. Еще сто пятьдесят лет назад американскими судьями была сформулирована доктрина "допустимого использования", позволяющая в отдельных случаях ограниченное и некоммерческое использование объектов, защищенных авторским правом. Эта доктрина явилась одной из самых первых попыток "сбалансировать" интерес общества в свободном потоке идей и знаний с интересом автора в справедливом вознаграждении за творческий труд. Позднее подобные положения были закреплены законодательно.
|
|
Выражаясь на юридическом языке, можно отметить, что под интеллектуальной собственностью обычно понимают совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности (произведения, фонограммы, изобретения и др.) и средства индивидуализации (товарный знак, фирменное наименование и т.д.).
Объекты интеллектуальной собственности часто делят на несколько групп:
1. объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства, в том числе базы данных, программы для ЭВМ);
2. объекты смежных прав (исполнения, фонограммы, телевизионные и радиопередачи);
3. объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
4. средства индивидуализации (товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров);
5. нетрадиционные объекты (не в смысле "ориентации", а в смысле относительной новизны законодательного оформления – селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, открытия, рационализаторские предложения).
В литературе встречаются попытки ранжировать объекты интеллектуальной собственности на "более" и "менее" значимые, в частности, по их участию в хозяйственном обороте. Между тем, объекты авторского права играют в экономической жизни общества не менее важную роль, чем объекты патентного права, традиционно понимаемые как основные элементы института промышленной собственности. Можно привести следующий малоизвестный факт: из всех видов интеллектуальной собственности торговля именно "авторскими правами", а не патентами или товарными знаками, приносит в США наибольшие прибыли.