Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из
больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир).
Типы мегалитических сооружений
менгир — одиночный вертикально стоящий камень
кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг
дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней
таула — каменное сооружение в форме буквы «Т»
трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня
сейд — в том числе сооружение из камня
каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями
Еще большее развитие культура получает после так называемой неолитической революции. Обработка почвы в неолите и искусственное выращивание растений создали условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.).
Культура древнего мира
Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н. э., Месопотамию — Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства — Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию.
|
|
Культура, зародившаяся в странах средиземноморского бассейна, была дальней предшественницей современной европейской культуры. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система вычисления (счеты). Огромным достижением месопотамских архитекторов было изобретение арки и сводов, положенных впоследствии в основу всего строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы.
Удивительны достижения обитателей Месопотамии в строительном деле. Сооружённые ими большие города имели часто регулярную сеть улиц и даже канализацию. Крепости напоминали месопотамские святилища — храмы. Для защиты от наводнений их возводили на высоких основаниях.
Искусство древних жителей Месопотамии было тесно связано с искусством Вавилонии. Поскольку религия не предусматривала строительства храмов, главными творениями зодчих были царские дворцы (Персеполис, Пасаграда, Сузы и др.), представлявшие собой огромные террасы, роскошные лестницы и необъятные залы, в которых проходили собрания жителей.
Наиболее показательным образцом градостроительства является город Персеполь, который представляет собой символ величия империи. Он создавался как династическая святыня и как культовый город. В его градостроительной структуре очень хорошо отражается древний иранский политеизм, связанный с культом быка и с ритуалами плодородия.