Основные подходы к исследованию Интеллекта

Многие исследователи рассматривали И как способность к обучению (спорный вопрос).

Многие исследователи связывали И с психофизиологическими свойствами и способностями (быстрота восприятия, скорость запоминания, легкость или точность воспроизведения).

Существуют различные трактовки к понятию интеллект.

Факторы, определяющие интенсивность волевых усилий

мировоззрение личности

моральная устойчивость

уровень самоорганизации личност и

Волевые качества:

упорство (стремление быстро достичь цели вопреки имеющимся трудностям)

выдержка и самообладание (сдерживание интенсивных и необдуманных действий при достижении цели)

целеустремленность (сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности)

инициативност ь (способность предпринимать попытки к реализации возникших идей)

самостоятельность (способность осознанно принимать решение и не поддаваться влиянию внешних факторов)

решительность (способность быстро преодолевать колебания и сомнения)

последовательность и самоконтроль

Интеллект

Интеллект - это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность деятельности и лежащая в основе других способность, система всех когнитивных (познавательных) способностей индивида.

Другие определения Интеллекта:

Интеллект - это комплекс свойств, необходимых для адаптации в определенной культуре.

Интеллект — это устойчивая структура когнитивных способностей.

Интеллект — это способность к осуществлению процесса познания.

Интеллект — это способность целесообразно использовать мыслительные средства, для выполнения новых требований.

По Векстеру Иинтеллект — это способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

социокультурный (социокультуральный) подход.

Интеллект - результат процесса социализации.

генетический подход.

Интеллект - следствие адаптации к требованиям (условиям) окружающей среды.

процессуально - деятельностный подход.

Интеллект - особая форма человеческой деятельности.

информационный подход.

Интеллект — это совокупность процессов обработки информации.

феноменологический подход.

Интеллект — особая форма содержания сознания.

структурно — уровневый подход.

Интеллект — это система разноуровневых познавательных процессов.

регулятивный подход.

Интеллект - рассматривается как фактор саморегуляции личности и поведения.

педагогический подход.

Интеллект — как результат целенаправленного обучения.

Сравнительная таблица

Мышление Интеллект
Психический процесс,отражающий существенные связи и отношения с помощью мыслительных операций. Общая интегральная подструктура личности, включающая в себя широкий спектр способностей от простых сенсоматорных до сложных социальных.

Теории (модели) интеллекта:

Теория Гилфорда или структурная модель интеллекта.

Согласно данной модели И рассматривается как многомерное явление, которое можно оценивать по трем измерениям.

Первое измерение — содержание. Содержание — это та информация, на основе которой осуществляется действие.

Информация может быть образной (образы восприятия и памяти), символической, семантической или смысловой (общие идеи или концептуальные понятия), поведенческая информация (отражает процесс общения в невербальной форме).

Втрое измерение — операции. Операции — это то,что умеет человек.

Операции включают в себя:

познавательные функции

мнемическте операции (память)

дивергентное мышление

конвергентное мышление

оценивание

Третье измерение — результаты. Результаты — это форма, в которой информация обрабатывается испытуемым.

элементы информации (единицы информации)

классы (совокупность сгруппированный сведений)

установочные отношения

системы — это блоки информации, состоящие из элементов и связей между ними.

преобразования (трансформации) — это необходимые изменения информации. импликации (применения) - это логические выводы из имеющийся информа ции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: