Многие исследователи рассматривали И как способность к обучению (спорный вопрос).
Многие исследователи связывали И с психофизиологическими свойствами и способностями (быстрота восприятия, скорость запоминания, легкость или точность воспроизведения).
Существуют различные трактовки к понятию интеллект.
Факторы, определяющие интенсивность волевых усилий
мировоззрение личности
моральная устойчивость
уровень самоорганизации личност и
Волевые качества:
упорство (стремление быстро достичь цели вопреки имеющимся трудностям)
выдержка и самообладание (сдерживание интенсивных и необдуманных действий при достижении цели)
целеустремленность (сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности)
инициативност ь (способность предпринимать попытки к реализации возникших идей)
самостоятельность (способность осознанно принимать решение и не поддаваться влиянию внешних факторов)
|
|
решительность (способность быстро преодолевать колебания и сомнения)
последовательность и самоконтроль
Интеллект
Интеллект - это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность деятельности и лежащая в основе других способность, система всех когнитивных (познавательных) способностей индивида.
Другие определения Интеллекта:
Интеллект - это комплекс свойств, необходимых для адаптации в определенной культуре.
Интеллект — это устойчивая структура когнитивных способностей.
Интеллект — это способность к осуществлению процесса познания.
Интеллект — это способность целесообразно использовать мыслительные средства, для выполнения новых требований.
По Векстеру Иинтеллект — это способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
социокультурный (социокультуральный) подход.
Интеллект - результат процесса социализации.
генетический подход.
Интеллект - следствие адаптации к требованиям (условиям) окружающей среды.
процессуально - деятельностный подход.
Интеллект - особая форма человеческой деятельности.
информационный подход.
Интеллект — это совокупность процессов обработки информации.
феноменологический подход.
Интеллект — особая форма содержания сознания.
структурно — уровневый подход.
Интеллект — это система разноуровневых познавательных процессов.
регулятивный подход.
Интеллект - рассматривается как фактор саморегуляции личности и поведения.
|
|
педагогический подход.
Интеллект — как результат целенаправленного обучения.
Сравнительная таблица
Мышление | Интеллект |
Психический процесс,отражающий существенные связи и отношения с помощью мыслительных операций. | Общая интегральная подструктура личности, включающая в себя широкий спектр способностей от простых сенсоматорных до сложных социальных. |
Теории (модели) интеллекта:
Теория Гилфорда или структурная модель интеллекта.
Согласно данной модели И рассматривается как многомерное явление, которое можно оценивать по трем измерениям.
Первое измерение — содержание. Содержание — это та информация, на основе которой осуществляется действие.
Информация может быть образной (образы восприятия и памяти), символической, семантической или смысловой (общие идеи или концептуальные понятия), поведенческая информация (отражает процесс общения в невербальной форме).
Втрое измерение — операции. Операции — это то,что умеет человек.
Операции включают в себя:
познавательные функции
мнемическте операции (память)
дивергентное мышление
конвергентное мышление
оценивание
Третье измерение — результаты. Результаты — это форма, в которой информация обрабатывается испытуемым.
элементы информации (единицы информации)
классы (совокупность сгруппированный сведений)
установочные отношения
системы — это блоки информации, состоящие из элементов и связей между ними.
преобразования (трансформации) — это необходимые изменения информации. импликации (применения) - это логические выводы из имеющийся информа ции.