Тема 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
По принципу отношения личности и общества
По развитию
Возрастная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.
Специальная психология изучает отклонения в развитии психики.
Патопсихологияисследует отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Олигофренопсихологияизучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.
Сурдопсихологияисследует психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты.
Тифлопсихологияизучает психологию развития слабовидящих и незрячих.
Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни.
Зоопсихологияизучает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
Этологияисследует врожденные механизмы поведения животных.
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах, социально-психологические явления в малых группах, социально-психологические проявления личности человека.
|
|
Психология личности изучает психологические особенности личности.
План | Психологическое исследование: требования к организации и его этапы Классификация методов исследования Характеристика основных эмпирических методов психологии |
Владение методами изучения психологии учащегося является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности педагога. Педагог, осуществляя учебно-воспитательный процесс, должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индивидуально-психологические особенности личности учащегося, цели его действий и поступков, скрытые мотивы поведения. На изучении этих характеристик педагог сосредоточивает свои усилия в зависимости от конкретных задач обучения и воспитания.
Психологическое исследование:
Способом получения объективных знаний об окружающей действительности выступает научное исследование. Психологическое исследование - это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:
1. Планирование исследованияподразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.
|
|
1. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.
3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования идолжен обеспечивать их качественную однородность.
5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной.
6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных[6].
Психологическое исследование включает ряд обязательных этапов (рис. 7)[7].
Рис. 7. Основные этапы психологического исследования
Классификация методов исследования
Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.
В психологии выделяют четыре группы методов (рис. 8)[8].
Рис. 8. Классификация методов психологического исследования
Б.Г. Ананьева
1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.
Сравнительный методпредполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.
Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.
2. Эмпирические методы. Это прежде всего наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод (рис. 9).
Рис. 9. Основные эмпирические методы психологии
3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный(статистический) и качественный(дифференциация материала по группам, его анализ) методы.
4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный(выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.