Стратегическое видение

Миссия организации тесно связана с видением, но это далеко не одно и то же. Важны оба эти понятия для определения будущего фирмы и путей его достижения.

Видение можно назвать качественно определенной, вдохновляющей на движение вперед целью.

По определению А. И. Пригожина, видение (VISION) - это качественное изображение желаемого состояния на более-менее длительную перспективу. Иногда даже дата ставится условная или отсутствует совсем. Это именно образ желаемого будущего.

Видение - не есть ни проект, ни программа, хронологическое время заменяется временем социальным, где единица времени не год, месяц, день, а расстояние между двумя событиями.

Для формирования видения целесообразно пользоваться определенными стратагемами, выражающими ключевую идею, преимущества в образе желаемого будущего.

Стратагем а характеризует новую роль, статус или состояние фирмы в будущем. Стратагемы вырабатываются управленческой командой, нередко консультанты сами вводят подходящие к контексту обсуждений некоторые их варианты как ценных понятий.

Итак, что же такое - стратегическое видение?

Перед тем как приступать к возведению дома, строителю следует изучить его чертежный проект. Прежде чем нарисовать картину, художнику требуется увидеть ее в своем воображении. Точно также и менеджер, решивший создать новое предприятие либо улучшить работу уже существующего, должен «увидеть», или представить себе этот бизнес в будущем. Такое представление и называется видением.

И вот вам пример. Предположим, у вас есть щенок породистой собаки - пусть это будет немецкая овчарка. Он еще совсем маленький, ничего не понимает, ничего не умеет. Но вы намерены вырастить из своего щенка силь­ную, умную собаку. Вы хотите, чтобы она участвовала на выставках и завоевывала там награды. И вот вы представляете, как сидите и изучаете специальную литературу по дрессировке немецких овчарок, как по утрам и в выход­ные дни гуляете со своей собакой и выполняете специаль­ные упражнения, как и чем ее кормите, как за ней ухаживаете, где она спит и т.д. То есть уже сейчас вы пытаетесь увидеть в своем воображении весь процесс «превраще­ния» щенка в хорошо обученную взрослую собаку.

Кто-то другой, например, имеет такую же овчарку, но видит ее обычным сторожевым псом. Он представляет, как днем сажает свою собаку на цепь, а вечером дает возможность побегать по двору без привязи, как кормит ее едой со своего стола и т.д. И это тоже пример видения.

Однако мы используем данное понятие в развернутой форме - стратегическое видение. Почему? Представить свой бизнес в будущем, все равно что поставить перед собой долгосрочную цель. А такого рода цели называются в деловом лексиконе стратегическими. Отсюда и соответствующее название видения.

Что конкретно необходимо сделать руководителю, чтобы сформировать свое стратегическое видение? Угадать, каким будет предприятие через определенный период времени в будущем, например, через 5, 10, 20 и т.д. лет? Нет. А может, это предполагает представить, в каком здании будет располагаться предприятие, сколько человек станет на нем работать, какова будет его годовая прибыль и т.д.? Тоже нет. Все подобные величины имеют вероятностный характер. И нет смысла пытаться вообразить себе какие-то конкретные их зна­чения, а затем всеми силами добиваться этих значений в установленные сроки.

Но тогда что же необходимо сделать, чтобы все-таки сформировать стратегическое видение предприятия? Оказывается, руководитель должен сам себе ответить на следующий вопрос: «Каким образом я намереваюсь зарабатывать с помощью своего бизнеса необходимое мне количество денежных средств через определенный период времени в будущем?»

Рассмотрим алгоритм поиска ответа на данный вопрос. Допустим, некий предприниматель решил заняться продажей продуктов питания. Он провел маркетинговые исследования, в ходе которых выяснил, что лучше всего продавать, где и как. И вот теперь начинающему руководителю предстоит сформировать стратегическое видение своего будущего предприятия, т.е. «увидеть», каким оно может стать, например, через 5 лет.

1. Для решения поставленной задачи предприниматель сам себе задает вопрос: «Каким образом я намереваюсь зарабатывать необходимое мне количество денежных средств через 5 лет?» и начинает искать на него ответ. (Сразу же обращаем ваше внимание на то, что сначала мы рассмотрим теоретические основы решения данной задачи. И если какие-то вопросы окажутся вам непонятными, не отчаивайтесь.)

«Для того чтобы через 5 лет я мог зарабатывать достаточное для меня количество денежных средств, мне необходимо иметь в собственности коммерческое предприятие, которое и станет приносить мне прибыль», - начинает рассуждать будущий менеджер.

2. Однако тут же у него возникает естественный вопрос: «А как должно выглядеть мое предприятие через 5 лет, чтобы на тот момент и далее на протяжении неопределенно длительного времени оно стало способно приносить мне прибыль?»

В поиске ответа стоит обратиться за помощью к кибернетике. С ее точки зрения любое коммерческое предприятие — это, прежде всего, система, т.е. множество взаимосвязанных объектов, называемых элементами системы, способных воспринимать, запоминать и пе­рерабатывать информацию, а также обмениваться ею.

Обычно коммерческое предприятие как система состоит более чем из одного элемента. В этой связи оно является сложной системой. Кроме того, оно взаимодействует с внешней средой, т.е. обменивается с ней информацией. Это позволяет назвать коммерческое предприятие открытой системой. У такой системы есть рецепторы — органы, которые принимают и передают в нее сигналы из внешней среды, а также эффекторы - органы, которые передают сигналы из системы во внешнюю среду. Рецепторами и эффекторами являются какие-то из элементов.

Таким образом, с точки зрения кибернетики коммерческое предприятие - это сложная открытая система. Она состоит из нескольких взаимосвязанных элементов, каждый их которых имеет свои функции. Для устойчивой связи с внешней средой некоторые элементы должны исполнять роль рецепторов и эффекторов. Причем для целей бизнеса данная кибернетическая система должна быть эффективной, или устойчиво работающей, т.е. спо­собной приносить прибыль на протяжении неопреде­ленно длительного времени.

Итак, предприниматель делает следующий вывод: «Через 5 лет мне необходимо иметь коммерческое предприятие, которое будет выглядеть как устойчиво работающая кибернетическая система».

3. Но тут перед ним возникает новая проблема. «А как должна выглядеть такая система?»

В поиске ответа на этот вопрос коммерческое предприятие следует сравнить с маленьким вихрем, который имеет всасывающую воронку и выбрасывающую. Энергия из внешней среды поступает в систему-вихрь через всасывающую воронку, проходит через его элементы, в результате чего преобразуется, а затем выходит из системы через выбрасывающую воронку.

Таким образом, данный своеобразный вихрь есть нечто иное, как сложная открытая система. Открытая, поскольку взаимодействует с внешней средой. Сложная, поскольку он состоит из нескольких элементов (две воронки - это уже по крайней мере два элемента).

Кстати, каждый элемент такой системы также представ­ляет собой мини-вихрь. Он также имеет способность всасывать энергию (получать ее от других элементов) и выбрасывать ее (передавать другим). При этом одни элементы могут быть простыми, другие же - сложными, т.е. со­стоящими из нескольких простых, более низкого порядка.

Для обеспечения устойчивости в работе система-вихрь должна постоянно обмениваться энергией с внешней средой. При этом какая-то часть полученной энергии должна оставаться внутри системы, чтобы та могла поддерживать свое существование и развиваться. Остальная же энергия в преобразованном виде будет выводиться обратно во внешнюю среду. Так вот часть выводимой энергии и есть прибыль, которую станет за­бирать себе владелец предприятия.

Таким образом, наш предприниматель делает следующее заключение: «Через 5 лет мне необходимо иметь коммерческое предприятие, которое будет похо­же на систему-вихрь. Эта система-вихрь станет забирать энергию из внешней среды через всасывающую воронку, пропускать ее через свои элементы, преобра­зовывать и затем выводить обратно во внешнюю среду. Часть энергии будет оставаться в системе для поддержания работы и развития последней. Остальная же -будет выводиться. При этом часть выводимой энергии и должна стать прибылью, которую я и смогу получать. Но что самое главное, данная система-вихрь должна обладать способностью приносить мне прибыль на про­тяжении неопределенно длительного времени».

4. И снова на пути у предпринимателя встает препятствие в виде очередного непонятного вопроса: «Что собой представляет энергия, которую предприятие как система-вихрь станет забирать из внешней среды?»

Энергия поступает в такую систему обычно в виде сырья, материалов, труда персонала и т.д. Но самая главная составляющая его часть это - связка «деньги клиента + неудовлетворенная потребность клиента».

Клиентом может быть как физическое, так и юриди­ческое лицо, которое располагает определенной суммой денежных средств. Что касается потребности, то она обычно имеет одну из двух форм. Либо материальную - например, поломанный автомобиль, который не­обходимо отремонтировать, волосы, которые необхо­димо подстричь и т.д. Либо нематериальную - допус­тим, человек пришел в магазин купить что-нибудь по­есть, так как он нуждается в еде. При этом сам клиент не способен с помощью своих денег удовлетворить возникшую у него потребность.

Другими словами, деньги клиента вместе с его неудовлетворенной потребностью объединяется в единый сгусток энергии, который входит в предприятие как в своеобразную систему-вихрь через ее всасывающую воронку. Внутри системы-вихря обозначенный сгусток энергии проходит через ее элементы, в результате чего удовлетворяется потребность клиента, а тот, в свою очередь, отдает за это деньги. Таким образом, происходит преобразование энергии: она теряет часть денежных средств, но это компенсируется удовлетворением имев­шейся потребности.

В завершение обозначенный сгусток энергии уже в преображенном виде выходит из системы-вихря через выбрасывающую воронку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: