Миссия организации тесно связана с видением, но это далеко не одно и то же. Важны оба эти понятия для определения будущего фирмы и путей его достижения.
Видение можно назвать качественно определенной, вдохновляющей на движение вперед целью.
По определению А. И. Пригожина, видение (VISION) - это качественное изображение желаемого состояния на более-менее длительную перспективу. Иногда даже дата ставится условная или отсутствует совсем. Это именно образ желаемого будущего.
Видение - не есть ни проект, ни программа, хронологическое время заменяется временем социальным, где единица времени не год, месяц, день, а расстояние между двумя событиями.
Для формирования видения целесообразно пользоваться определенными стратагемами, выражающими ключевую идею, преимущества в образе желаемого будущего.
Стратагем а характеризует новую роль, статус или состояние фирмы в будущем. Стратагемы вырабатываются управленческой командой, нередко консультанты сами вводят подходящие к контексту обсуждений некоторые их варианты как ценных понятий.
|
|
Итак, что же такое - стратегическое видение?
Перед тем как приступать к возведению дома, строителю следует изучить его чертежный проект. Прежде чем нарисовать картину, художнику требуется увидеть ее в своем воображении. Точно также и менеджер, решивший создать новое предприятие либо улучшить работу уже существующего, должен «увидеть», или представить себе этот бизнес в будущем. Такое представление и называется видением.
И вот вам пример. Предположим, у вас есть щенок породистой собаки - пусть это будет немецкая овчарка. Он еще совсем маленький, ничего не понимает, ничего не умеет. Но вы намерены вырастить из своего щенка сильную, умную собаку. Вы хотите, чтобы она участвовала на выставках и завоевывала там награды. И вот вы представляете, как сидите и изучаете специальную литературу по дрессировке немецких овчарок, как по утрам и в выходные дни гуляете со своей собакой и выполняете специальные упражнения, как и чем ее кормите, как за ней ухаживаете, где она спит и т.д. То есть уже сейчас вы пытаетесь увидеть в своем воображении весь процесс «превращения» щенка в хорошо обученную взрослую собаку.
Кто-то другой, например, имеет такую же овчарку, но видит ее обычным сторожевым псом. Он представляет, как днем сажает свою собаку на цепь, а вечером дает возможность побегать по двору без привязи, как кормит ее едой со своего стола и т.д. И это тоже пример видения.
Однако мы используем данное понятие в развернутой форме - стратегическое видение. Почему? Представить свой бизнес в будущем, все равно что поставить перед собой долгосрочную цель. А такого рода цели называются в деловом лексиконе стратегическими. Отсюда и соответствующее название видения.
|
|
Что конкретно необходимо сделать руководителю, чтобы сформировать свое стратегическое видение? Угадать, каким будет предприятие через определенный период времени в будущем, например, через 5, 10, 20 и т.д. лет? Нет. А может, это предполагает представить, в каком здании будет располагаться предприятие, сколько человек станет на нем работать, какова будет его годовая прибыль и т.д.? Тоже нет. Все подобные величины имеют вероятностный характер. И нет смысла пытаться вообразить себе какие-то конкретные их значения, а затем всеми силами добиваться этих значений в установленные сроки.
Но тогда что же необходимо сделать, чтобы все-таки сформировать стратегическое видение предприятия? Оказывается, руководитель должен сам себе ответить на следующий вопрос: «Каким образом я намереваюсь зарабатывать с помощью своего бизнеса необходимое мне количество денежных средств через определенный период времени в будущем?»
Рассмотрим алгоритм поиска ответа на данный вопрос. Допустим, некий предприниматель решил заняться продажей продуктов питания. Он провел маркетинговые исследования, в ходе которых выяснил, что лучше всего продавать, где и как. И вот теперь начинающему руководителю предстоит сформировать стратегическое видение своего будущего предприятия, т.е. «увидеть», каким оно может стать, например, через 5 лет.
1. Для решения поставленной задачи предприниматель сам себе задает вопрос: «Каким образом я намереваюсь зарабатывать необходимое мне количество денежных средств через 5 лет?» — и начинает искать на него ответ. (Сразу же обращаем ваше внимание на то, что сначала мы рассмотрим теоретические основы решения данной задачи. И если какие-то вопросы окажутся вам непонятными, не отчаивайтесь.)
«Для того чтобы через 5 лет я мог зарабатывать достаточное для меня количество денежных средств, мне необходимо иметь в собственности коммерческое предприятие, которое и станет приносить мне прибыль», - начинает рассуждать будущий менеджер.
2. Однако тут же у него возникает естественный вопрос: «А как должно выглядеть мое предприятие через 5 лет, чтобы на тот момент и далее на протяжении неопределенно длительного времени оно стало способно приносить мне прибыль?»
В поиске ответа стоит обратиться за помощью к кибернетике. С ее точки зрения любое коммерческое предприятие — это, прежде всего, система, т.е. множество взаимосвязанных объектов, называемых элементами системы, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею.
Обычно коммерческое предприятие как система состоит более чем из одного элемента. В этой связи оно является сложной системой. Кроме того, оно взаимодействует с внешней средой, т.е. обменивается с ней информацией. Это позволяет назвать коммерческое предприятие открытой системой. У такой системы есть рецепторы — органы, которые принимают и передают в нее сигналы из внешней среды, а также эффекторы - органы, которые передают сигналы из системы во внешнюю среду. Рецепторами и эффекторами являются какие-то из элементов.
Таким образом, с точки зрения кибернетики коммерческое предприятие - это сложная открытая система. Она состоит из нескольких взаимосвязанных элементов, каждый их которых имеет свои функции. Для устойчивой связи с внешней средой некоторые элементы должны исполнять роль рецепторов и эффекторов. Причем для целей бизнеса данная кибернетическая система должна быть эффективной, или устойчиво работающей, т.е. способной приносить прибыль на протяжении неопределенно длительного времени.
|
|
Итак, предприниматель делает следующий вывод: «Через 5 лет мне необходимо иметь коммерческое предприятие, которое будет выглядеть как устойчиво работающая кибернетическая система».
3. Но тут перед ним возникает новая проблема. «А как должна выглядеть такая система?»
В поиске ответа на этот вопрос коммерческое предприятие следует сравнить с маленьким вихрем, который имеет всасывающую воронку и выбрасывающую. Энергия из внешней среды поступает в систему-вихрь через всасывающую воронку, проходит через его элементы, в результате чего преобразуется, а затем выходит из системы через выбрасывающую воронку.
Таким образом, данный своеобразный вихрь есть нечто иное, как сложная открытая система. Открытая, поскольку взаимодействует с внешней средой. Сложная, поскольку он состоит из нескольких элементов (две воронки - это уже по крайней мере два элемента).
Кстати, каждый элемент такой системы также представляет собой мини-вихрь. Он также имеет способность всасывать энергию (получать ее от других элементов) и выбрасывать ее (передавать другим). При этом одни элементы могут быть простыми, другие же - сложными, т.е. состоящими из нескольких простых, более низкого порядка.
Для обеспечения устойчивости в работе система-вихрь должна постоянно обмениваться энергией с внешней средой. При этом какая-то часть полученной энергии должна оставаться внутри системы, чтобы та могла поддерживать свое существование и развиваться. Остальная же энергия в преобразованном виде будет выводиться обратно во внешнюю среду. Так вот часть выводимой энергии и есть прибыль, которую станет забирать себе владелец предприятия.
Таким образом, наш предприниматель делает следующее заключение: «Через 5 лет мне необходимо иметь коммерческое предприятие, которое будет похоже на систему-вихрь. Эта система-вихрь станет забирать энергию из внешней среды через всасывающую воронку, пропускать ее через свои элементы, преобразовывать и затем выводить обратно во внешнюю среду. Часть энергии будет оставаться в системе для поддержания работы и развития последней. Остальная же -будет выводиться. При этом часть выводимой энергии и должна стать прибылью, которую я и смогу получать. Но что самое главное, данная система-вихрь должна обладать способностью приносить мне прибыль на протяжении неопределенно длительного времени».
|
|
4. И снова на пути у предпринимателя встает препятствие в виде очередного непонятного вопроса: «Что собой представляет энергия, которую предприятие как система-вихрь станет забирать из внешней среды?»
Энергия поступает в такую систему обычно в виде сырья, материалов, труда персонала и т.д. Но самая главная составляющая его часть это - связка «деньги клиента + неудовлетворенная потребность клиента».
Клиентом может быть как физическое, так и юридическое лицо, которое располагает определенной суммой денежных средств. Что касается потребности, то она обычно имеет одну из двух форм. Либо материальную - например, поломанный автомобиль, который необходимо отремонтировать, волосы, которые необходимо подстричь и т.д. Либо нематериальную - допустим, человек пришел в магазин купить что-нибудь поесть, так как он нуждается в еде. При этом сам клиент не способен с помощью своих денег удовлетворить возникшую у него потребность.
Другими словами, деньги клиента вместе с его неудовлетворенной потребностью объединяется в единый сгусток энергии, который входит в предприятие как в своеобразную систему-вихрь через ее всасывающую воронку. Внутри системы-вихря обозначенный сгусток энергии проходит через ее элементы, в результате чего удовлетворяется потребность клиента, а тот, в свою очередь, отдает за это деньги. Таким образом, происходит преобразование энергии: она теряет часть денежных средств, но это компенсируется удовлетворением имевшейся потребности.
В завершение обозначенный сгусток энергии уже в преображенном виде выходит из системы-вихря через выбрасывающую воронку.