Стратегия международной диверсификации.
Эта стратегия предполагает функционирование портфеля сфер бизнеса на множестве национальных рынков.
В начале 80-х годов выявились существенные преимущества диверсифицированных международных компаний перед обычными.
В частности, появляется возможность завоевания новых рынков путем продажи товаров ниже себестоимости за счет прибылей на занятых ранее рынках.
Различают подходы в международной диверсификации на основе глобализации и на основе учета национальных особенностей рынков.
Глобализация - продвижение на всех рынках исключительно стандартизованных товаров (пример - фирма Mc Donalds). Распространенный способ глобализации - франчайзинг.
При этом уменьшение издержек продвижения на новые рынки достигается за счет устойчивого привлекательного имиджа компании в мире.
Число стран, в которых действуют крупнейшие компании составляет несколько десятков, объемы продаж некоторых из них достигают 50 млрд. долл. в год.
В рамках стратегии сокращения может быть несколько альтернативных вариантов: ликвидация, продажа бизнеса, сокращение и переориентация, дезинтеграция.
|
|
Ликвидация — наиболее радикальный вариант сокращения, связанный с полной распродажей материальных запасов и активов фирмы. При этом следует учитывать, что стоимость распродаваемых по отдельности активов может оказаться значительно ниже стоимости самой организации. Это в основном связано с потерей при ликвидации нематериальных активов, составляющих в некоторых случаях наибольшую долю интегральных активов организации.
Наиболее привлекательным альтернативным вариантом данной стратегии может быть продажа организации фирме, для которой данная сфера бизнеса может представлять интерес, например, в части стратегических соответствий с ее основной деятельностью.
Сокращение и переориентация применяются, когда у фирмы есть необходимость в сокращении части своей деятельности (продуктовой номенклатуры, рыночного присутствия, объема производства и т. п.), в отказе от производства нерентабельной продукции и плохо работающих каналов распределения. Здесь также предусматривается поиск эффективных путей сохранения или увеличение прибыли через сокращение количества операций.
Дезинтеграция как вариант стратегии сокращения предполагает отделение видов деятельности или отдельных операций, которые не доказали свою эффективность. Суть, образно выражаясь, в «отсечении лишнего». Дезинтеграция в рамках отраслевого индустриального цикла предусматривает отказ фирмы от определенных производственных цепочек и переход на внешние сделки с независимыми элементами маркетинговой системы отрасли. Эти действия оправданны, когда:
|
|
- данная деятельность не является критически важной для достижения конкурентных преимуществ (составляет небольшую часть в общей себестоимости конечной продукции) и не связана с ключевыми факторами успеха;
- определенные операции могут быть выполнены качественнее и экономически эффективнее независимыми организациями.
Сокращение производственной цепочки в определенных условиях позволяет фирме: повысить адаптивность к внешним изменениям; сократить расходы на координацию; сосредоточиться на основном бизнесе и делать то, что она делает лучше всех; сократить риск, связанный с изменением технологии и/или изменением предпочтений покупателей; ускорить процесс разработки товаров.
Возможные направления отступления можно рассмотреть, используя матрицу «продукт-рынок» (рис. 6.5). Это удобный инструмент выбора стратегии для фирм, чей товар/услуга находится в стадии спада жизненного цикла.
Поскольку на этой стадии объем продаж снижается, и ранее привлекательная сфера бизнеса перестает приносить требуемую прибыль, целесообразны следующие альтернативные варианты стратегии сокращения:
Рынок существующий | «Сбор урожая» | Сворачивание бизнеса |
Рынок покидаемый | Сокращение рыночного присутствия | Сокращение продуктовой номенклатуры |
Продукт существующий | Продукт снимаемый |
Рисунок 6.5 - Матрица направлений отступления «продукт—рынок»
- «сбор урожая» («рынок существующий — товар существующий») связан со значительным уменьшением инвестиций во все звенья цепочки ценностей, стремлением максимизировать прибыль или минимизировать издержки даже при уменьшении объема продаж. Если спад происходит постепенно, а реализация товара все еще покрывает постоянные расходы, некоторые фирмы пытаются специализироваться на остаточном рынке. Например, данная альтернатива часто используется при переходе на новую модель продукции;
- сокращение рыночного присутствия («рынок покидаемый — товар существующий») аналогично стратегии переориентации, когда фирма, не меняя номенклатуру выпускаемой продукции, покидает некоторые рынки (сегменты). Возможные причины: жесткая конкуренция, изменение законодательства, изменение профиля организации;
- сокращение номенклатуры продукции («рынок покидаемый — товар снимаемый») обычно связано с низкой-конкурентоспособностью определенного продукта на конкретном рынке;
- сворачивание бизнеса («рынок существующий — товар снимаемый») заключается в прекращении поставок на базовый рынок всех продуктов фирмы или прекращении всех операций. Кроме влияния технологии, это может быть связано с социальными, экономическими и политическими изменениями среды (такими как изменения норм и требований безопасности, гигиены, экологической защиты, вследствие чего товары становятся устаревшими или запрещенными).