Учет нагрузки
Создание эмоционально-положительной атмосферы
Условия воспитания дошкольников в труде
2. Организация материальной среды и трудового оборудования
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных условиях. К таковым относятся:
• эмоционально-положительная атмосфера;
• материальная среда и трудовое оборудование;
• дозированная нагрузка;
• учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.
1. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать
эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной.
2. Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию (их размеру, материалу, окраске) и к организации труда дошкольников. Следовать этим требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.
|
|
С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в процесс труда. Оборудования должно хватать для всех детей.
Прежде чем дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующим способам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, а затем показать способ действия. И только после этого объявлять о начале работы.
3. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания.
Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.
Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают "детские" инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких, или игрушечные и не подходят для серьезной работы.
4. Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов. Ответ на него может быть разным в зависимости от исходной методологической позиции.
|
|
Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда.
Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.
Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С. Макаренко, но оно не утратило своей актуальности и сегодня.
Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.