Учет индивидуальных интересов

Учет нагрузки

Создание эмоционально-положительной атмосферы

Условия воспитания дошкольников в труде

2. Организация материальной среды и трудового оборудования

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффек­тивно при определенных условиях. К таковым относятся:

• эмоционально-положительная атмосфера;

• материальная среда и трудовое оборудование;

• дозированная нагрузка;

• учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.

1. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать

эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повы­шается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результа­тов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной.

2. Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятель­ности, является организация материальной среды и трудового оборудова­ния. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию (их размеру, материалу, окраске) и к организации труда дошкольников. Следовать этим требованиям обязательно, так как это является гаран­тией здоровья детей, а иногда и их жизни.

С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор обору­дования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в процесс труда. Обо­рудования должно хватать для всех детей.

Прежде чем дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующим способам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, а затем показать способ действия. И только после этого объявлять о начале работы.

3. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания.

Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слиш­ком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утом­ление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают "детские" инструменты, такие, которые при­годны только для самых маленьких, или игрушечные и не подходят для серьезной работы.

4. Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специали­стов. Ответ на него может быть разным в зависимости от исходной мето­дологической позиции.

Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно по­казывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда.

Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.

Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С. Макаренко, но оно не утратило своей актуальности и сегодня.

Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказыва­ет влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, воле­вое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: