Наглядные методы обучения психологии

Предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему пониманию учебного материала.

Можно выделить 3 основных вида наглядности:

Предметную, изобразительную, словесную.

Предметная наглядность – это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются приборы, макеты головного мозга, когда проводятся демонстрационные эксперименты и психологические опыты. Главная задача преподавателя – наглядно продемонстрировать определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии. (зрительные иллюзии, колебание внимания).

Изобразительная наглядность – это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности:

Художественная – отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявления эмоций, также это могут быть портреты знаменитых психологов. В аналогичных ситуациях могут использоваться произведения живописи, рисунки.

Фильмы как средства изобразительной наглядности можно разделить на два типа: научно-популярные и художественные. В научно-популярных фильмах демонстрируются классические психологические исследования. Художественные фильмы (или их фрагменты) могут иллюстрировать определенные психологические типы людей и их отношений, ситуации для психологического анализа.

Символическая (схематическая) – это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов и явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. На них отображаются систематизированные знания об определенных теоретических идеях, структуры психических явлений, соотношения величин и понятий, зависимости между определенными параметрами. Символическая наглядность может сочетаться с текстовой.

Текстовая- понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции. Имен ученых, дат, терминов и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух.

Словесная наглядность – это описание образов в речевой форме. Используется в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях преподаватель наглядно описывает ситуацию психологического эксперимента, приводит примеры из художественных произведений, характеризующие определенные психологические явления и феномены.

Наглядность повышает эффективность при определенных условиях;

1)наглядность должна быть согласована с содержанием материала;

2)демонстрация должна быть организована так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть объект;

3)необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций, схем, диаграмм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: