Предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему пониманию учебного материала.
Можно выделить 3 основных вида наглядности:
Предметную, изобразительную, словесную.
Предметная наглядность – это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются приборы, макеты головного мозга, когда проводятся демонстрационные эксперименты и психологические опыты. Главная задача преподавателя – наглядно продемонстрировать определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии. (зрительные иллюзии, колебание внимания).
Изобразительная наглядность – это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности:
Художественная – отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявления эмоций, также это могут быть портреты знаменитых психологов. В аналогичных ситуациях могут использоваться произведения живописи, рисунки.
Фильмы как средства изобразительной наглядности можно разделить на два типа: научно-популярные и художественные. В научно-популярных фильмах демонстрируются классические психологические исследования. Художественные фильмы (или их фрагменты) могут иллюстрировать определенные психологические типы людей и их отношений, ситуации для психологического анализа.
Символическая (схематическая) – это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов и явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. На них отображаются систематизированные знания об определенных теоретических идеях, структуры психических явлений, соотношения величин и понятий, зависимости между определенными параметрами. Символическая наглядность может сочетаться с текстовой.
Текстовая- понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции. Имен ученых, дат, терминов и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух.
Словесная наглядность – это описание образов в речевой форме. Используется в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях преподаватель наглядно описывает ситуацию психологического эксперимента, приводит примеры из художественных произведений, характеризующие определенные психологические явления и феномены.
Наглядность повышает эффективность при определенных условиях;
1)наглядность должна быть согласована с содержанием материала;
2)демонстрация должна быть организована так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть объект;
3)необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций, схем, диаграмм.