За последнее десятилетие во многих вузах были разработаны и внедрены различные системы оценки и нормы контроля знаний, однако решающая роль принадлежит семестровому экзамену - иногда в письменной форме (в последнее время все чаще тестовой), но в подавляющем большинстве случаев - в устной, когда происходит диалог студента и преподавателя, по результатам которого и выставляется оценка.
Под оценкой студентов подразумевается система определенных показателей, которые отражают объективные знания и умения студентов. Оценка учитывает объем, уровень и качество овладения студентом знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по предмету психологии - это перечень ведущих понятий, идей, теорий, которые лежат в основе этой науки.
Овладение объемом ведущих теоретических знаний предшествует формированию у студентов целенаправленных действий: то ли воспроизведение усвоенного или применение его по образцу, в сходных (стандартных) условиях, то ли использование усвоенного для решения нестандартных сложных мыслительных задач. Все это и задает тот или иной уровень усвоения знаний, то есть характер применения усвоенных знаний, обеспечивающих ту или иную степень мыслительных усилий (уровень мыслительной деятельности). Различные уровни усвоения знания определяются его качеством, под которым подразумевают определенные параметры, характеристики усвоенных знаний, умений и навыков (например, полнота, прочность, глубина, оперативность, гибкость, действенность и т.д.).
|
|
Кроме того, оценочная деятельность отражает не только объем, уровень и качество усвоения знаний. Ее функции более сложны и разнообразны. Посредством оценочной деятельности формируются положительные мотивы учения. На основе оценки создается адекватная самооценка, критическое отношение к своей успеваемости.
В «Педагогической энциклопедии» оценка рассматривается как «определение степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним учебными программами». Педагогическая оценка включает в себя отметку (балл), то есть цифровую или другую символическую форму выражения и фиксации оценивания успеваемости, и оценочное суждение - короткую аннотацию результатов учения, их положительных моментов и недостатков.
Оценку часто отождествляют с отметкой. С психологической точки зрения это неправомерно. Оценка фиксирует факт усвоения материала, имеет два значения - положительное и отрицательное. Отметка имеет несколько ранговых значений - от 1 до 10. В отметке выражаются способности студента, его интеллект, трудолюбие (табл.)
|
|
Одним из главных требований к оценке является ее объективность. Объективность оценки - это ее соответствие фактическим знаниям студента. Быть объективным - это значит одинаково доброжелательно относиться ко всем студентам, предъявлять к ним единые требования, быть справедливым к каждому. Но и в то же время она не исключает фактора случайности и субъективного отношения преподавателя к студенту.
На объективность оценки невольно влияют и стиль взаимоотношений студента и преподавателя, манера поведения студента, коммуникативные качества педагога и студентов. Возможно проявление так называемого эффекта контраста, когда выставляемая отметка зависит от впечатления, произведенного на экзаменатора предыдущими студентами.
С целью предупреждения необъективной оценки ее нужно аргументировать, то есть кратко охарактеризовать ответ. Обосновывая оценку, преподаватель анализирует выявленные знания студентов по форме, по содержанию, по объему, с точки зрения правильности и выразительности речи.
Критерии оценки знаний студентов по курсу «Психология»
Отметка в баллах | Показатели оценки знаний |
Ответ отсутствует или отказ от ответа. | |
Ответ дан только на 1 наводящий вопрос преподавателя. | |
Материал излагается в виде частичных ответов на наводящие вопросы преподавателя. | |
Материал излагается только в виде ответов на наводящие вопросы преподавателя. | |
Содержание материала излагается поверхностно, фрагментарно, неполно, непоследовательно, ответы на вспомогательные вопросы неточные. | |
Содержание материала излагается поверхностно, фрагментарно, неполно, ответы на половину вспомогательных вопросов неточные. Абитуриент проявляет незнание основных психологических определений или понятий. | |
Содержание материала излагается поверхностно, фрагментарно, с некоторым нарушением логики ответа или неточным определением психологических понятий и категорий. На вспомогательные вопросы некоторые ответы неточные, но в основном, по сути. | |
Содержание материала излагается последовательно, правильно, осмысленно, самостоятельно, даются ответы на дополнительные вопросы. Устанавливаются связи между психологическими явлениями. Возможно допущение 1-2 несущественных ошибок. | |
Содержание материала излагается последовательно, точно, правильно, осмысленно, самостоятельно: даются ответы на дополнительные вопросы. Уверенное пользование психологической терминологией. | |
Материал излагается свободно, сжато, системно, образно, доказательно. Владение информацией из дополнительных источников. Приводятся примеры для подтверждения изложенной теории. | |
Материал излагается лаконично, системно, логично, полно, осознанно, иллюстрируется примерами, дополнительной информацией их психологических источников. Высокая степень обобщения материала на основе ведущих психологических законов. Самостоятельно устанавливаются связи данного материала с другими психологическими предметами. |
Возможность достичь полноты, достоверности, объективности в оценке знаний дает рейтинговая система оценки успеваемости. Система построена на использовании накопительной оценки успеваемости. Суммарная рейтинговая оценка по дисциплине формируется из: 1)рейтинговой оценки устных ответов в семестре; 2)рейтинговой оценки в результате промежуточного контроля (самостоятельная работа); 3) рейтинговой оценки в результате итогового контроля (экзамен).
Главное ее достоинство заключается в том, что она обеспечивает дифференцированную объективную оценку количества и качества учебной деятельности студентов, стимулирует регулярную самостоятельную работу в семестре.