При оценке налоговой нагрузки имеет значение не только уровень фискального потенциала налоговой системы, но и ее влияние на развитие социально- экономических процессов.
В мировой практике для определения фискального потенциала действующей налоговой системы используется показатель «налоговая нагрузка». Для характеристики уровня налоговой нагрузки на макро- и микроуровне используются различные показатели:
- налоговая нагрузка на экономику;
- налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике;
- налоговая нагрузка по отрасли;
- индивидуальная налоговая нагрузка на конкретное юридическое лицо или
физическое.
Налоговая нагрузка на экономику
При определении налоговой нагрузки на экономику в качестве информации используются данные, характеризующие уровень централизации государством всех финансовых ресурсов, в числе которых главную часть составляют налоги. Остальная часть – это средства от реализации государственного имущества и прибыль НБ.
|
|
Уровень централизации финансовых ресурсов рассчитывается:
Уровень централизации финансовых ресурсов в консолидируемом бюджете:
Уровень централизации финансовых ресурсов во внебюджетных фондах:
В отличие от этих показателей, уровень налоговой нагрузки характеризует долю налогов во вновь созданном обществом продукте, поэтому он ниже уровня централизации финансовых ресурсов государства.
В практике экономического анализа РБ наиболее часто используется показатель налоговой нагрузки на экономику. Он характеризует долю налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды во внутреннем валовом продукте. Он может быть рассчитан и без учета внебюджетных фондов в зависимости от поставленной цели.
Налоговая нагрузка на экономику имеет два уровня:
- номинальный;
- реальный.
Номинальная налоговая нагрузка характеризует фискальный потенциал действующей системы налогообложения:
Реальная налоговая нагрузка рассчитывается:
Этот показатель характеризует фактические возможности экономики по формированию дохода бюджета и в сопоставлении с номинальной служит индикаторам текущего состояния государственных финансов и эффективности налоговой системы.
Показатели налоговой нагрузки на микроуровне
Помимо показателей налоговой нагрузки на макроуровне, используется ряд показателей на микроуровне, который рассчитывается как доля налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды к общему объему выручки конкретного предприятия или предприятий отрасли. Они характеризуют степень налоговых изъятий из выручки в усредненном виде и показывают долю налогов и неналоговых платежей в цене произведенных товаров и оказанных услуг.
|
|
Средний уровень налоговой нагрузки на микроуровне определяется номинальный и реальный.
Он рассчитывается как отношение начисленных (уплаченных) налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды к суммарной выручке предприятий республики.
Отраслевой уровень налоговой нагрузки
Специфика отдельных отраслей экономики, нашедшая свое отражение в налоговой системе, отчетливо заметна при сравнительном анализе уровней их налоговой нагрузки, которая для этих целей рассчитывает отраслевой уровень налоговой нагрузки (анализ микроуровня).
Индивидуальный уровень налоговой нагрузки
Необходимо иметь в виду, что налоговая нагрузка конкретного предприятия может существенно отличаться не только от среднереспубликанской, но и от среднеотраслевой. Такое неравномерное распределение бремени объясняется предоставлением отдельным предприятиям налоговых льгот, а также структурой производственных затрат и в конечном итоге финансово- экономическим положением предприятия.
Для обеспечения единого подхода к оценке уровня номинальной и реальной налоговой нагрузки на конкретное предприятие используется методика, основанная на данных баланса и приложений к нему, или на основании расчетов по налогам и сборам, предоставляемых в налоговую инспекцию.
Реальная налоговая нагрузка представляет собой отношение уплаченных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды к выручке предприятия с учетом всех налогов. Она свидетельствует о фактическом участии предприятия в формировании бюджета и внебюджетных фондов.
Номинальная налоговая нагрузка предприятия характеризует фискальный потенциал действующей налоговой системы по отношению к данному предприятию и рассчитывается как отношение начисленных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды к выручке или к валовому сбору с учетом всех налогов.
Основным фактором, определяющим динамику данного показателя, является изменение действующего налогового законодательства. Различие между номинальной и реальной налоговой нагрузкой обусловлено наличием задолженности либо переплаты платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Взаимосвязь указанных показателей можно определить по следующей формуле:
11. Налоговые органы РБ
Основным налоговым органам является Министерство по налогам и сборам, которое образовано на базе Государственного налогового комитета.
Министерство по налогам и сборам представляет собой единую централизованную систему налоговых органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства. Кроме центрального аппарата в него входят 173 налоговые инспекции: 6 областных, 24 городских, 143 районных. В этой системе работает более 7000 специалистов. Они осуществляют контроль за исполнением налогового законодательства примерно 3-х млн налогоплательщиков. Руководитель Министерства по налогом и сборам назначается Президентом Республики Беларусь. Руководители нижестоящих налоговых органов назначаются руководителями вышестоящих налоговых органов.
Налоговые инспекции имеют только вертикальную подчиненность и в своей работе не подчиняются местным администрациям. Права и обязанности государственных налоговых органов содержатся в законе «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» от 2 февраля 1994г. с учетом изменений и дополнений, внесенных в последние годы. К полномочиям налоговых органов относятся:
1. издание нормативных актов.
2. учет налогоплательщиков.
3. исчисление отдельных налогов.
4. контроль за выполнением налогового законодательства.
5. ведение учета уплаченных налогов.
|
|
6. применение мер, направленных на предупреждение нарушения налогового
законодательства.
7. применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства;
8. контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета, сферой валют
ной деятельности;
9. взыскание суммы штрафов, наложенных контролирующими органами;
10. координация работы других органов, осуществляющих налоговый контроль.