Форма территориально-политического устройства

ФГУ – это национальное и административно-территориальное деление государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Таким образом, ФГУ представляет собой внутреннее деление государства на составные части, на субъекты, обладающие квази-государственным статусом, автономные образования и т.д.

В отличие от ФП, ФГУ рассматривает организацию государства с точки зрения взаимоотношения между центром и местными органами. ФГУ показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства; каков правовой статус этих частей; как строятся отношения центральной власти с этими образованиями; в какой форме реализуется национальное самоопределение наций, народов, проживающих на территории данного государства.

Различают два вида ФГУ – федерация и унитарная ФГУ.

Унитарное государство – единое цельное государство, которое состоит из административно-территориальных единиц, целиком подчиняющихся власти и не обладающих самостоятельностью в решении задач государственного управления.

Признаки:

· Единые, общие для всей страны органы государственной власти и управления;

· На территории государства существует единая конституционно-правовая система;

· Единое гражданство;

· Общая финансовая и налоговая система;

· Централизованная система национальной безопасности и т.д.

Примеры: Норвегия, Китай, Монголия, Коста-Рика.

Типы унитарных государств:

· Централизованные. Отсутствуют местные представительные органы, нет органов местного самоуправления (Кения, Уганда);

· Относительно децентрализованные. Наряду с назначаемыми центром чиновниками существуют представительные органы, избираемые населением (Франция: исполнительная власть в руках префектов, но законодательная власть в руках департаментов);

· Децентрализованные. Отсутствуют чиновники, которые назначаются из центра. Эти вопросы решают местные собрания (Великобритания);

В унитарных государствах могут существовать автономии – относительно самостоятельные области.

Политическая автономия (предполагает большую самостоятельность административно-территориальных образований, которая осуществляется на основе Устава данной автономии. На основе Устава формируются выбоные органы автономии, которые в дальнейшем формируют исполнительную власть (Италия(Сардиния, Сицилия), Франция (Каталония, Андалузия)).

Административная автономия. Чиновники, назначаемы центром, пользуются значительным влиянием. Однако данные автономии обладают большей самостоятельности в решениях управления, внутренних вопросов по отношению к другим административно-территориальным единицам (Китай).

Если в государстве большая часть административно-территориальных единиц является автономиями, то такое госдуарство называется региональным, переходной ступенью к федерации. Более демократический характер (Бельгия).

Федеративное государство сложнее унитарного.

Признаки:

· Территория федерации состоит из ее отдельных субъектов;

· Дуализм государственных органов: существуют федеральные органы государственной власти, управления и правосудия и аналогичные в субъектах федерации;

· Дуализм в конституционно-правовой системе;

· Ряд субъектов федерации имеет собственной гражданство. Правда это существует не во всех федерациях (существует в США, нет в ФРГ).

· Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами.

Федерации могут строиться по национальному и территориально-административному принципам. Национальный принцип приводит к недолговечности существования федерации.

Принципы федеративного государства: добровольность объединения субъектов; равноправие субъектов федерации в независимости от их населения, размера территории и прочих факторов; плюрализм и демократизм в отношениях между субъектами федерации и между собой; строгое и неуклонное соблюдение субъектами федерации конституции и законов как в отношениях между собой, так и с гражданами.

Конфедерация – международно-правовой союз суверенных государств, при котором государство сохраняет свою самостоятельность. Государства-члены конфедерации создают конституцию, которой подчиняются все члены конфедерации (это добровольное ограничение суверенитета). Этим актом создаются органы управления конфедерации, которые имеют право создавать нормативные акты, обязательные для всех участников конфедерации.

Конфедеративные элементы присутствуют сегодня в ЕС, СНГ, в союзе Белоруссии и России.

Отличия:

· Основана на международных взаимных обязательствах участвующих государств, которые заключили конфедеративный договор. В федерации же вхождение в состав федерации решается народом;

· Государства в составе конфедерации сохраняют суверенитет, а члены федерации теряют его;

· Федерация – есть государство, выступающее единым лицом государства. Конфедерация же не имеет такого публично-правового лица;

· Члены конфедерации могут в любой момент выйти из ее состава. В федерациях же право сецессии обычно невозможно.

Сходства:

· Договор о создании конфедерации и конституция федерации обладают конститутивными чертами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: