Основные положения Государственной программы

Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»

Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2010 г. (№ 2446-р) [47].

Программа включает следующие разделы:

I. Характеристика текущего состояния сферы энергосбережения и уровня эффективности использования энергии в Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы.

II. Приоритеты и цели государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации, прогноз развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Программы.

III. Конечные результаты реализации Программы.

IV. Срок и этапы реализации Программы.

V. Перечень основных мероприятий Программы.

VI. Основные меры правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

VII. Перечень и краткое описание подпрограмм Программы.

VIII. Целевые индикаторы и показатели Программы

IX. Обоснование состава и значений целевых индикаторов и показателей Программы и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение.

X. Информация по ресурсному обеспечению Программы за счет средств федерального бюджета.

XI. Меры государственного регулирования и минимизации рисков, управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.

XII. Методика оценки эффективности Программы.

В первом разделе Программы дана характеристика текущего состояния сферы энергосбережения и уровня эффективности использования энергии в Российской Федерации

Энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5–3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90 процентов мощностей действующих электростанций, 83 процентов жилых зданий, 70 процентов котельных, 70 процентов технологического оборудования электрических сетей и 66 процентов тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад. В промышленности эксплуатируется 15 процентов полностью изношенных основных фондов.

Сохранение высокой энергоемкости российской экономики может привести к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.

В 2000–2008 годах после долгого отставания Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоемкости валового внутреннего продукта. За эти годы данный показатель снизился на 35 процентов, то есть в среднем снижался почти на 5 процентов в год. Наибольшее влияние на снижение энергоемкости валового внутреннего продукта оказали структурные сдвиги в экономике России.

Промышленность и жилой сектор развивались значительно медленнее, чем сфера услуг, а в промышленности опережающими темпами росло производство менее энергоемких продуктов.

Уровень энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2–2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5–4 раза. Низкая энергетическая эффективность влечет за собой низкую конкурентоспособность российской промышленности. При приближении внутренних цен на энергетические ресурсы к мировым российская промышленность может выжить в конкурентной борьбе только при условии значительного повышения энергетической эффективности производства.

Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Однако рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, затрудняет борьбу с бедностью, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан. Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы ведет к высокой нагрузке коммунальных платежей на местные бюджеты, бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет, что снижает финансовую стабильность.

В Программе представлена оценка потенциала повышения эффективности использования энергии в Российской Федерации по состоянию на 2007 г. Потенциал энергосбережения оценивается в миллионах тонн условного топлива по двум направлениям: в сфере производства и преобразования энергетических ресурсов и в сфере их потребления. По каждому из них дана обобщающая оценка потенциала и в том числе по видам энергетических ресурсов: углю, сырой нефти, нефтепродуктам, газу и прочим видам топлива, а также электро- и тепловой энергии. В сфере производства и преобразования энергетических ресурсов общая их экономия оценивается в размере 403,89 млн. т.у.т., из которых наибольший удельный вес занимает газ – 257,43 млн. т.у.т. или 63,7%. На долю угля приходится 83,5 млн. т.у.т. или 20,7%, нефтепродуктов – 49,53 млн. т.у.т или 12,3%.

Оценка технического потенциала повышения энергетической эффективности в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что он является одним из самых значительных в мире. Он составляет более 40% уровня потребления энергии.

Единый топливно-энергетический баланс Российской Федерации за 2007год, свидетельствует о потреблении первичных энергетических ресурсов в объеме 955,3 млн. т.у.т. Наибольший удельный вес в нем принадлежит природному газу – 529 млн. т.у.т или 55,3 %, на долю сырой нефти приходится 337,3 млн. т.у.т или 35,3 %, угля - 156,6 млн. т.у.т или 16,4 %, атомной энергии – 60,55 млн. т.у.т или 6,3 %.

Конечное потребление энергоресурсов в соответствии с единым топливно-энергетическим балансом составляет 695,55 млн. т.у.т, в том числе промышленность – 244,75 млн. т.у.т или 35,1 %. Из этой величины на долю целлюлозы приходится 3,75 млн. т.у.т или 1,5 %, бумаги – 1,6 млн. т.у.т или 0,7 %, картона – 1,2 млн. т.у.т или 0,5 %. При этом основным видом используемых ресурсов для производства этих видов продукции является тепловая энергия, на долю которой приходится 82,4 %, 67,5 % и 75 % соответственно.

В целом по промышленности основным видом потребляемых ресурсов также является тепловая энергия. Ее удельный вес составляет 32,3 % (79,0 млн. т.у.т), доля природного газа составляет 25,5 % (62,5 млн. т.у.т), электрической энергии – 21,3 % (52,2 млн. т.у.т), угля – 18,2 % (44,5 млн.т.у.т).

Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.

Во втором разделе Программы представлены приоритеты и цели государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации, дан прогноз развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Программы.

Мероприятия программы позволят повысить уровень и качество жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.

Основными целями программы являются:

– снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5 процента, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 процентов в 2007–2020 годах;

– формирование в России энергоэффективного общества.

Основными задачами программы являются:

– существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам.

– снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения;

– формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Основными макроэкономическими показателями по итогам реализации Программы являются:

– обеспечение снижения энергоемкости валового внутреннего продукта за счет реализации мероприятий Программы не менее чем на 7,4 процента на I этапе (2011–2015 годы) и на 13,5 процента за весь срок реализации Программы (2011–2020 годы);

– обеспечение годовой экономии первичной энергии за счет реализации мероприятий Программы в размере не менее 100 млн. тонн условного топлива к концу I этапа (к 2016 году) и 195 млн. тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году);

– обеспечение суммарной экономии энергии в размере 334 млн. тонн условного топлива на I этапе (2011–2015 годы) и 1124 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011–2020 годы).

Конечные результаты реализации Программы приведены в третьем разделе. Реализация мероприятий Программы позволит значительно повысить уровень энергетической эффективности, необходимый для достижения темпов роста экономики, предусмотренных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Эффективность мероприятий программы характеризуется социально-экономическими и экологическими показателями.

Экологическая эффективность Программы характеризуется снижением выбросов парниковых газов в млн. тонн экв. СО2. за счет реализации технических мероприятий Программы. За период реализации Программы с 2011по 2020гг снижение выбросов парниковых газов прогнозируется в объеме 2436 млн. т, в том числе за 2011–2015годы – 673,5 млн. т или 27,6 %.

Общая эффективность Программы оценивалась через интегральную оценку эффективности ее мероприятий. Расчет социально-экономической эффективности осуществлялся путем определения чистого дисконтированного дохода от реализации мероприятий Программы на период 2011–2030 гг.

Показатели экономической, бюджетной и коммерческой эффективности программы приведены в табл.2.1.

Таблица 2.1

Показатели эффективности Программы

Показатели Значения показателей
Экономическая эффективность программы
Чистая дисконтированная стоимость (NPV), млрд. руб. при коэффициенте дисконтирования 10%  
Внутренняя норма доходности (RR), %  
Период окупаемости, лет  
Бюджетная эффективность Программы
Чистая дисконтированная стоимость (NPV), млрд. руб. при коэффициенте дисконтирования 10%  
Внутренняя норма доходности (RR), % Поток платежей положителен на всем горизонте расчетов

Окончание таблицы 2.1.

Период окупаемости, лет  
Коммерческая эффективность Программы
Чистая дисконтированная стоимость (NPV), млрд. руб. при коэффициенте дисконтирования 10%  
Внутренняя норма доходности (RR), %  
Период окупаемости, лет  

Срок реализации Программы – 2011–2020 годы (IV раздел).

Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:

– на I этапе (2011–2015 годы) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Российской Федерации;

– на II этапе (2016–2020 годы) предполагается обеспечить развитие экономики Российской Федерации по энергоэффективному пути.

В V разделе Программы предусмотрены мероприятия по выведению из эксплуатации старых неэффективных мощностей, оборудования, установок, внедрению инновационных технологий и нового прогрессивного оборудования во всех отраслях российской экономики и социальной сфере в процессе нового строительства и модернизации.

В табл. 2.2. приведена экономия первичной энергии в млн. тонн условного топлива за счет реализации программы по отдельным секторам российской экономики.

Таблица 2.2

Экономия первичной энергии за счет реализации мероприятий Программы

на период до 2020 года, млн. т условного топлива

  Сектор экономики   2011-2020 годы, всего В том числе
2011-2015 годы, всего из них по годам  
         
Электроэнергетика 312,81 82.45 8,07 12,24 16,27 20,55 25,32 58,5
Теплоснабжение и системы коммуналь-ной инфраструктуры 184,18 51,84 5,41 7.76 10.17 12,82 15,68 35,53
Промышленность 333,25 110,35 9,85 15,97 22,06 28,14 34,33 50,75
Сельское хозяйство 7,94 2,03 0,17 0,29 0,41 0,52 0,64 1.55
Транспорт 72,2 18,54 1,56 2,64 3,71 4,78 5,85 14,21
Государственные (муниципальные) учреждения и сфера оказания услуг 115,95 39,56 4,92 6,36 7,90 9,41 10,97 18,38
Жилищный фонд 97,83 29,18 2,55 4,12 5,95 7,12 9,44 17,04
Всего по Программе 1124,16 333,95 32,53 49,38 66,47 83,34 102,29 195,51

В VI разделе Программы приведены основные меры правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Требования к порядку и условиям предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приведены в табл.2.3.

Таблица 2.3.

Требования к порядку и условиям предоставления субсидий

из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации

Условия предоставления субсидий из федерального бюджета
1. Доля софинансирования из федерального бюджета не может превышать 100 процентовсредств, выделенных в соответствующем году из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию программы (мероприятий программы)
2. Объем ежегодного софинансирования из федерального бюджета одного субъекта Российской Федерации не может превышать 500 млн. руб.
Отбор региональных программ для предоставления субсидий
Госпрограммой предусмотрено, что отбор региональных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для предоставления субсидий из федерального бюджета будет проходить на основании результатов ранжирования заявок регионов в зависимости от набираемых баллов (высший рейтинг получают программы с максимальным значением этого показателя). Определение рейтинга осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который должен предусматривать оценку программы исходя из совокупности критериев.

Требования к порядку и условиям предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, привлекаемым организациями, приведены в табл. 2.4.

Перечень и краткое описание подпрограмм Программы приведено в VII разделе. Подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» определены для следующих секторов российской экономики:

– электроэнергетика:

– теплоснабжение и системы коммунальной инфраструктуры;

– промышленность;

– сельское хозяйство;

– транспорт;

– государственные (муниципальные) учреждения и сфера оказания услуг;

– жилищном фонд.


Таблица 2.4.

Требования к порядку и условиям предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов

в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала по возврату части полученного кредита в размере до 50 процентов фактически предоставленной принципалу суммы.
Не менее 15 процентов полной стоимости проекта должны быть профинансированы принципалом из собственных средств.
Объем государственной поддержки, не должен превышать 75 процентов полной стоимости проекта.
Объем государственных гарантий на соответствующий год, предусмотренный программой, направляется на обеспечение исполнения обязательств по проектам в следующих пропорциях: - 50 процентов - для обеспечения исполнения обязательств по проектам по повышению энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере со сроками окупаемости не более 5 лет, в том числе с использованием механизма энергосервисного контракта; - 50 процентов - по проектам по повышению энергетической эффективности в промышленности

Кроме того, в разделе VII представлены:

– подпрограмма «Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации»;

– подпрограмма «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

В результате реализации Программы при норме дисконтирования 10 процентов чистый дисконтированный доход консолидированного бюджета составит 1403 млрд. руб. за период 2011–2030 годы.

В Программе предусмотрена система целевых индикаторов и показателей, отражающих целевую результативность ее мероприятий в отношении экономики Российской Федерации в целом, а также отдельных ее отраслей (раздел VIII).

Перечень целевых индикаторов и показателей Программы включает интегральные (обобщающие) индикаторы и индикаторы отдельных подпрограмм. Интегральные (обобщающие) индикаторы и показатели по отдельным годам реализации Программы приведены в табл. 2.5.


Таблица 2.5.

Интегральные целевые индикаторы и показатели Программы

на период до 2020 года.

Индикатор Ед. изм. Показатели по годам
           
1. Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта %     5,9 6,5 7,4 13,5
2.Обеспечение годовой экономии первичной энергии млн.т усл. топлива 32,5 49,4 66,5 83,3 102,2 195.5
3.Обеспечение суммарной экономии природного газа млрд. куб.            
4.Обеспечение суммарной экономии электроэнергии млрд. кВт.час            
5.Обеспечение суммарной экономии тепловой энергии млн. Гкал            
6. Обеспечение суммарной экономии нефти и нефтепереработки млн. тонн            
7. Обеспечение суммарного снижения выбросов парниковых газов млн. тонн экв.СО2            

Интегральным (обобщенным) целевым показателем энергосбережения и повышения энергетической эффективности для экономики Российской Федерации в целом является снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 13,5 процента, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить достижение цели по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 процентов в 2007–2020 годах.

С учетом данных единого топливно-энергетического баланса Российской Федерации для каждой из подпрограмм Программы и для каждой отрасли экономики сформирована своя система целевых индикаторов и показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности разрабатывают целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в составе соответствующих региональных и муниципальных программ.

Обоснование состава и значений целевых индикаторов и показателей Программы и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение приведено в IX разделе Программы.

Значения целевых индикаторов и показателей Программы по этапам ее реализации определены таким образом, чтобы при любом сценарии развития экономики Российской Федерации было достигнуто снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 процентов в 2007–2020 годах.

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Программе также устанавливаются целевые задания по повышению доли отпуска энергетических ресурсов по приборам учета и доли оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Также определяются доли объектов, на которых проведены энергетические обследования, и доли государственных (муниципальных) учреждений, заключивших энергосервисные договоры (контракты).

В Программе также определены характеристики энергетической эффективности энергопотребляющего оборудования, установок и транспортных средств и задания по повышению доли зданий, в которых проводится комплексный капитальный ремонт в рамках реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

При планировании ресурсного обеспечения Программы (X.раздел) учитывалась ситуация в финансово-бюджетной сфере как на федеральном, так и на региональном уровнях. Принималось во внимание также высокая экономическая, политическая и финансовая значимость проблемы повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации, а также возможности и механизмы ее решения за счет средств федерального бюджета.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Объемы финансирования программы приведены в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Объемы финансирования программы

  Всего 2011-2020 гг. В том числе
1 этап 2011-2015 гг. 2 этап 2016-2020 гг.
Всего на реализацию программы 9532,4 3553,3 5979,1
В том числе:      
– средства федерального бюджета 70,0 35,0 35,0
– средства бюджетов РФ 625,3 208,2 417,1
– внебюджетные источники 8837,1 3310,1 5527,0

Объемы финансирования мероприятий, реализуемых в организациях частной формы собственности, определяются по согласованию с хозяйствующими субъектами.

Средства федерального бюджета и средства бюджетов субъектов Российской Федерации включают объемы государственных капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие расходы.

Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляют 0,7 процента общих расходов на реализацию Программы.

Объем и динамика расходов средств федерального бюджета на реализацию Программы определяются характером и сроками реализации мероприятий Программы.

При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены только за счет средств федерального бюджета.

В Программе предусмотрены стимулирующие механизмы и меры государственной поддержки проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (XI раздел), основными из которых являются:

– стимулирование реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации;

– стимулирование принятия публичной оферты, направленной на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, посредством реализации мероприятий по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования для энергоемких видов деятельности на основе предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию энергосберегающих проектов, привлекаемых организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

– стимулирование реализации типовых проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех отраслях экономики за счет использования предусмотренных законодательством мер государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

– финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на объектах государственных (муниципальных) учреждений;

– финансирование научно-исследовательских работ, осуществление образовательной деятельности и информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Текущее управление реализацией Программы, а также контроль за ходом ее выполнения осуществляются ответственным исполнителем Программы и соисполнителями Программы в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2010 г. № 588.

Министерство энергетики Российской Федерации руководит деятельностью по реализации Программы, несет ответственность за ее выполнение и конечные результаты, рациональное использование выделяемых средств и определяет формы и методы управления реализацией Программы.

Затраты на управление реализацией и контроль выполнения Программы на 2011–2020 годы составляют 409 млн.руб. (в том числе на 2011–2013 годы – 105 млн.руб.), что составляет около 0,01 процента от общих затрат на реализацию Программы.

При оценке эффективности Программы учитывались затраты и ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы (раздел XII).

Повышение энергетической эффективности и снижение энергетических издержек является только одним из результатов модернизации и технологического развития. Поэтому в расчетах затрат по проектам используется концепция приростных капитальных затрат.

Дополнительные затраты или выгоды могут включать годовое изменение эксплуатационных издержек, устранение необходимости в капитальных вложениях или расходах на капитальный ремонт.

Расходы бюджетов на реализацию Программы определялись исходя из объемов реализации мероприятий Программы.

Стимулирование реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов Российской Федерации осуществляется за счет софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

Стимулирование принятия потребителями энергетических ресурсов решений о реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется за счет предоставления государственных гарантий по кредитам на реализацию такого рода проектов.

Кроме того, средства федерального бюджета используются на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на объектах федеральных государственных учреждений, на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществления образовательной деятельности и информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В качестве экономических эффектов Программы оцениваются:

– годовая и суммарная экономия на приобретении энергетических ресурсов всеми потребителями в ценах соответствующих лет как сумма произведений объемов экономии конечной энергии по каждому мероприятию Программы на соответствующие цены энергоносителей. Экономия затрат на оплату энергоносителей по приборам учета включается в оценку эффекта;

– годовая и суммарная за срок действия Программы экономия населения на оплату энергетических ресурсов в ценах соответствующих лет как сумма произведений объемов экономии конечной энергии у населения по каждому мероприятию Программы на соответствующие цены энергоносителей. Экономия затрат на оплату энергоносителей по приборам учета включается в оценку эффекта;

– годовая и суммарная за срок действия Программы экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергетических ресурсов за счет реализации мер на бюджетных объектах и за счет снижения размера субсидий на приобретение энергетических ресурсов для населения. Экономия затрат на оплату энергоносителей по приборам учета в бюджетных организациях включается в оценку эффекта;

– годовое и суммарное за срок действия Программы поступление в бюджет дополнительного налога на прибыль за счет снижения издержек производства. Дополнительный доход бюджетной системы рассчитывается путем умножения этой величины на ставку налога на прибыль, равную 20 процентам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: