Отличительные черты двигательных умений и навыков

О механизмах и закономерностях формирования двигательных умений и навыков

Особенности задач и подходов, зависящие от предмета обучения

Двигательные умения и навыки

Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В большинстве случаев они сводятся к следующим:

1) обеспечить «начальную школу движений», т. е. Научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;

2) обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;

3) сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности.

В зависимости от характера этих задач и особенностей изучаемых двигательных действий процесс обучения приобретает ряд особенностей, которые зависят также от специфики проявляемых в них физических качеств и необходимого уровня их проявления.

Как двигательные умения, так и двигательные навы­ки представляют собой определенные функциональные образования, которые возника­ют в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вмес­те с тем двигательное умение и двигательный навык имеют сущест­венные отличия, вытекающие прежде всего из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени владения действием.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе необходимого минимума знаний о его технике, предвари­тельного двигательного опыта и общей физической подготовленнос­ти благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения происходит постоян­ный поиск адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущ­ность двигательного умения.

В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более привычными, координационные механизмы действия постепенно автоматизируют­ся и двигательное умение переходит в навык. Его главной отличи­тельной чертой является автоматизированное управление движе­ниями. Вместе с тем для навыка характерна слитность движений и надежность действия. Двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью.

Значение двигательных навыков определяется их отмеченными чертами:

Автоматизированное управление движения­ми — определяющая и ценная особенность двигательного навыка. Автоматизация движений существенно помогает выполнению двига­тельного действия. Сознание освобождается от необходимости постоянного контроля за деталями движений, что, во-первых, облег­чает функционирование высших механизмов управления движения­ми и, во-вторых, позволяет переключать внимание и мышление на результат и условия действия.

Слитность движений при навыке проявляется в легкости, взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия.

Надежность двигательного действия при навыке харак­теризуется повышенной способностью сохранять его эффективность при различных неблагоприятных факторах: необычном психологиче­ском состоянии, сниженных физических возможностях, неблагоприятных внеш­них условиях и других помехах.

Достаточно прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Люди, давно прекратившие спор­тивную деятельность, способны воспроизвести технику спортивного действия.

Устойчивость двигательного навыка — ценная черта в тех случа­ях, когда техника действия не подлежит в дальнейшем существен­ным изменениям. «Переделка» техники действий, связанных с проч­ными навыками, представляет собой задачу значительной труднос­ти. Поэтому следует подчеркнуть опасность превращения в навык нерациональных и тем более явно ошибочных способов выполнения двигательных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: