Духовная ситуация 20 века и проблема искусства

Рассогласование целостных систем, языка, человеческого опыта. Возникает миф о человеческом обществе, идеализирующем представление о возможностях личности. Расцвет индивидуалистической культуры, автономизация личности, обособление.

До начала 20 века картина «Человек – мир» была оптимистична. Например, марксизм – вера в прогресс, всесилие человека; утопии 20 века. В 19 веке эта вера подогревалась техническим и научным развитием, возникновением социалистических движений и партий, цель которых – создать новое общество с лучшими гуманистическими принципами.

Но одновременно нарастали противоположные чувства: слабость человеческой личности перед лицом социума, цивилизации. Одиночество человека, конфликт с ценностями общества.

Философия Шопенгауэра. С середины 19 века завоевывает колоссальный авторитет (см. Т.Манна «Будденброки»). В картине мира Шопенгауэра мир узнавал себя, свои будни, стиль жизни. Самая пессимистичная система в истории человечества. Мир – бесконечная борьба живых существ за преобладание, удовлетворение своих желаний, стремлений. Жажда жизни, слепое хотение. Совершенно иррациональная воля, живущая во всем, ничем не мотивированная – закон жизни. Инструмент – человеческий разум. Он нужен воле, чтобы ослепить чел-ка. Всё в этом мире есть объективация воли. Иллюзия, что мы все отдельные существа. «Мир как воля и представление» - главный труд Шопенгауэра.

Физическое существование + удовлетворение полового инстинкта =» неутолимая жажда, бесконечная тоска, постоянное стремление получить что-то =» Жизнь – трагедия/комедия слепых усилий.

Решение Шопенгауэра: освободиться от власти воли, т.е. перестать хотеть жить. Ис-во может освободить от мук воли, но временно.

Философия Ницше. Продолжил мысль Шопенгауэра об иллюзорности чел.существования. Мир как хаос. Иллюзорно всё, что дает разум.

Апполоническое начало – иллюзорно. Дионисийское – реально. Суть в дионисийском: хаос, порыв, вдохновение.

Ницше подвёрг сокрушительной критике всю систему гуманизма, мораль =» Признание утопичности европейского гуманизма, индивидуализма.

1-ая мировая война. Девальвация ценностей. Характер войны изменился. Если в 19 веке это был военный парад (умирать красиво, героически, эстетически). То теперь человек – пылинка, пушечное мясо. Война окопная, личное мужество ничего не значит. Бомбы, пули, газы обрушиваются на людей в окопах. Разрушение иллюзий войны.

Эрнст Юнбер. В начале 30-х годов опубликовал книгу «Рабочий» - война без прикрас, о современной цивилизации. Рабочий – положение каждого современного человека, рабочий стиль. Все приблизительно одинаковы, выполняют задачи, для них не столь важные. Работа смысла для меня не имеет, но я ей подчинен. Однообразие и пустота. Культ работы. Жизнь подобна маске. Лица стали невыразительными, чем-то похожими. Мужские и женские лица сблизились. Тело теряет индивидуальность. Культ определенных форм тела. Униформы. В быту тоже свои униформы. Люди превращаются в функции. Утрата автономности личности.

Масса, ее проблемы. Ортега-и-Гассет «Восстание масс».

Человек утрачивает свою индивидуальность и свободу выбора. Масса: средний человек, такой как все. Не берет ответственности на себя, не проявляется как личность.

Избранные – меньшинство. Те, кто хотят совершать выбор.

Отказ быть личностью – один из устрашающих феноменов культуры XX века.

% Социализм, капитализм. Принесение себя в жертву: нравственная ценность стала социальной, идеологической. Отказ от личности, ответственности. Пастух, встать в строй.

Потребность быть с другими, в массе, выталкивает потребность быть личностью.

К. Ясперс. Один из основоположников экзистенциализма XX века. «Духовная ситуация эпохи» употребляет категории Масса и Народ.

Народ - ориентация на культурные традиционные ценности; масса не обладает самосознанием; объект пропаганды, внушения, не ведает ответственности.

Но: отдельный человек соотнесен и с народом, и с массами:

- в качестве массы я стремлюсь к универсальности, массовости, моде, кино. Современность.

-в качестве народа я стремлюсь к индивидуальности: традиции, театр. Прошлое.

Расщепленность внутри человека: все мы и люди массы (неличности) и люди народа (личности). Проблема нравственности, выбора, ответственности – это проблема! Решающая роль техники.

Философия второй пол. 20 века. Неразличимость суб.и об. О современной технике, компьютерах и т.д. - это протезы, берущие на себя функции чел-ка Чел-к подключается к устройствам, машинам, отдает им часть себя. Они вторгаются в его личность, моё Я распадается на ряд схем, алгоритмов. % Фотоаппарат подгоняет нас под рамки, нужен ракурс. Теряем нашу способность смотреть, вдумываться, лишь фиксируем.

Поль Вирильо (Вирийо). Он говорил, чтоскорость начинает навязывать способы контакта с реальностью. Мы теряем способность думать, чувствовать. Мир становится геометрическим, проносится мимо нас. Мы не можем остановиться здесь и сейчас. Мир становится абстрактным для нас. %Протезы (лифт, авто, эскалатор), резервация (фитнесс-клубы).

До 2 мировой войны вся Европа была покрыта лесами. В школу ехали на лошади или пешком. Сейчас лесов нет, дороги со звукоизолирующими стенами.

Меняется психология чел-ка.

Мир техники выходит из-под контроля чел-ка. Люди перестают владеть миром. Техника решает за них все вопросы. Искусственность реальности – способ ухода от жизни.

В начале 20 века кино – фабрика грёз. Кинотеатры 1-2 фильма крутят в течении одного дня. =» Отрыв от реальности. Даже на перерыв чел-к не может оторваться. Симуляция мира, деятельности, жизни.

Отчуждение – популярно в 20 веке. Чел-к отчуждается от тела, от своей сущности, от природы, от осознания своей жизни, от контакта с реальностью. Это положение личности чел-ка в современной цивилизации.

Фридрих Шиллер «Письма об эстетическом воспитании чел-ка». Люди неполноценны, они специалисты в узкой области. Лекарство от этого - только ис-во. В центре внимания многих романтиков – одиночество % «Крошка Цахес» Гофмана – отчуждение, слепота.

Маркс, Гегель анализировали отчуждение:

1. Продукт исторического, неизбежного обособления личности.

2. Разделение труда и специализация.

3. =» дробление об-ва на индивиды, дробление деятельности и сущности человеческой. Одни определяют цели, другие выполняют =» нет целостности.

Ролевое существование: Функция = человек. Нет понимания, что такое целостный человек, личность. Утрата самостоятельности, способности мыслить, мечтать. Отношения м\у людьми – неполные, «частичный индивид». (в 20 веке – редуцированный).

Форма отвлечения от себя – заполнить чем-то своё существование (бессмысленным трудом или индустрией развлечений), лёгкая музыка. (была ещё в 19 веке, но лишь сопровождала беседу в гостиной). Проснулись – радио, ТВ, т.е. отвлечение. Проводить время без порождения проблем.

Массовая культура может породить лишь поверхностные эмоции, забыться, не думать, не знать.

Ис-во 20 века осмысливает такое положение чел-ка, рассматривает чел-ка в проблемном плане. Проблематика – не в языке, а в форме.

Роман Музеля «Человек без свойств» - проблема кризиса современной культуры. Деструкция чкловека – отдельные составляющие, не образующие целого. Личностное начало заменяется набором свойств. Герой пытается найти форму деятельности, которая сделает его цельным. Но понимает, что всё разобщено. Не закончен роман. Проблема решению не поддавалась, но есть осознание проблемы (в этом смысл романа). Вопрос: Возможно ли разрешить проблему личности? – Этот ведущий вопрос европейская культура нового времени не смогла разрешить.

Противоречия. С середины 18 века – развитие европейской гуманистической культуры движется в разных направлениях, отрицающих друг друга. 18 век – век разума. Сер. 18 века – философия чувства, разум – источник всех несчастий. Руссоизм уповает на природу.

Природа или культура – что лучше? Ранний романтизм считает, что природа и культура совпадают. Симпоэзия – единство всех форм жизни. Полный человек – разум и чувства совпадают, человек обожествляется (Новалис). Через 4-5 лет отрицается. Спасение не в ЭГО, нужно вернуться в католицизм, отказ от личности – 19 век. Сила – ничтожество чел-ка., ясный разум – одни иллюзии. То авторитет социализма и коммунизма, то либерализма. Т.О. маятник от одного к другому полюсу.

Неразрешимость проблемы чел-ка в 20 веке. Только противоречия видятся в личности, отчуждение. % Т.Манн «Волшебная гора». Герой заболевает туберкулёзом, остается только думать: о смерти, о жизни. Болезнь у Манна – это неразрешимость духовных проблем, органический отказ от жизни. В пустоте (санаторий) чел-к решает о себе. Бесконечный спор двоих: 1 - либерализм, разум, обособление; 2 - слиться с людьми, не нужен либерализм. Этот спор не разрешается. Главный герой начинает понимать противоречия культуры, нет решения вопросов, есть осознание проблемы.

Отчуждение, кризис европейского гуманизма, проблема автономности, самодеятельности личности, расщепление личности, иллюзорное существование, массовая культура, нигилизм, агрессивность ведут к невозможности решить проблему чел-ка. Критика гуманизма очень опасна. Она может привести к нравственным социальным катастрофам, но она неизбежна, необходима, т.к. позволяет осознать проблему, искать выход, обеспечивать развитие гуманистической мысли.

Ис-во в этом плане наиболее продуктивно. Предмет ис-ва – человек целиком, со всем его миром. Человека нельзя свести к определенной эпохе, реальному положению в об-ве. Нужно охватить чел-ка в его реальности и в его сущности. =» Проблема аутентичности художественного высказывания не всегда осознавалась как проблема. Для 20 века она фундаментальна (высказывание без фальши, внутренне убедительное). Условие аутентичности – ис-во должно заговорить на языке реальности, с другой стороны нужна дистанция, которая не позволит потерять чел-ка и обеспечит понимание.

Ситуация кризиса порождает такие формы ис-ва, которые делают из чел-ка марионетку. % Б.Шоу изображает людей в бессмысленности их существования. Выдумки героев интересны, но лишены смысла, нет понимания, есть лишь изображение. «Мир сошёл с ума».

Ис-во должно выполнять задачу: изобразить + понять =»Требуются радикальные формы. 20 век не терпит компромисса, в отличие от 19-го. Худ.культура 20 века создает стили, в которых воспроизводится ситуация отчуждения и одновременно преодолевается. Ситуация отчуждения воспроизводится на уровне отчуждения речи. %канцелярский стиль. Кафки: холодный, равнодушный, перечислительный, рациональный. % Стиль Хемингуэя – репортёрский: крайняя сдержанность, все эмоции – в подтексте.

Понятие «стиль» и «отчуждение» разрабатывал Стивен Финкельстайн в работе «Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе». Рассматривал существование подлинное и неподлинное. Анализирует роман Фитцджеральда «Великий Гетсби». Есть дистанция, взгляд со стороны, нежелание сочувствовать чему-либо. Главная проблема романа – человеческая надежда, любовь. В центре – взгляд лирического героя, который угадывает в другом герое живую человечность. Но к ней надо пробиться.

Художественный язык 20 века не допускает сентиментальности, патетики, отличается сдержанностью. Это – стиль жизни. Холодность человеческих отношений как способ решения проблем! Ограждение себя от других, самосохранение, формальная вежливость. Сохранить свою внутреннюю независимость, свободу. % Вирджиния Вульф. «Миссис …» - стиль отчуждения реализуется в форме построения произведения. Монтируются механически какие-то куски текста. Эффект монтажных соединений. Сделанность форм, экспериментальные формы.

В драме немецкого экспрессионизма нет имен, лишь профессии, демонстративно схематичные сюжеты. % Г. Кайзер. «Трилогия о газе» (драматическая). Миф как схема. 1-я часть – «Коралл», 2-я часть – «Газ» (миллиардер-сын), 3-я часть – миллиардер-рабочий. Схема движения поисков выхода.

Роман «Ослепление» (автор – Э. Коннетти): холодный язык, персонажи-маски, искусственные конструкции. Проблемы человеческой личности, внутренней жизни, взаимопонимания, проблемы любви, комплексов (то, что мешает быть непосредственным, внутренние «тормоза»). У человека нет языка, способов жизни, познания, которые были бы адекватны человеку. =» Недоверие другим и внутренняя неуверенность. Это – реальность современной личности.

Проблема понимания – одна из самых трудных проблем. Можно ли понять другое «я»? Ситуация отчуждения как общая ситуация культуры.

Проблема художника личная. Виднейшие писатели решают всю жизнь свою одну проблему. Трудность творческого замысла – реализация современной проблемы личности. Здесь художник подлинен, он живет в своем творческом акте как человек. Художник вынужден воспроизводить ситуацию отчуждения, непонимания, и вместе с тем преодолеть её. Создание худ.образа – попытка понимания.

Ис-во понимается как трудная работа понимания. Введение структуры пр-ия в содержание высказывания. Художник должен воспроизвести зазор м\у своим сознанием и предметом изображения. Попытка преодолеть этот зазор – это и есть стиль 20 века. Попытка высказаться =» Художественное высказывание перестает быть мимитическим. Ис-во не подражает жизни, а жизнь переводится в ис-во.

Мы должны увидеть сделанность, сотворенность текста =» автор освобождается от попыток создать иллюзию гармонии, легкости письма, наивность высказывания теперь невозможна.

Ортега-и-Гасссет «Дегуманизация ис-ва» (1925 г). – попытка объяснить специфику современного ис-ва. 20-е годы – вершина ис-ва 20 века. Далее лишь развитие способов, приемов, дальнейшее использование открытий % «Портрет художника в юности» - в начале века не понимали.

Ортега начинает с феноменологического анализа, анализирует формы человеческого отношения, общения. % Умирает знаменитый чел.- вокруг люди. Жена – чисто человеческое отношение, врач – как ещё можно спасти, газетчик – надо написать статью, художник – видит расположение фигур, цвет, свет. Ис-во создает техника (сад сквозь стекло).

Бахтин: В каждом пр-ии есть 2 события- изображённое и изображения. М\у ними есть связь. Видеть сделанность.

Особенности ис-ва (по Ортеге):

- стилизация (игра со стилем, языком). Новый стиль в ис-ве хар-ся тенденцией к дегуманизации ис-ва (видим ис-во, а не жизнь, т.е стремление произведения ис-ва быть только произведением ис-ва). Переход от наивности к рефлексии. Изменение фокуса зрения, ис-во избегает органических форм, подчёркивает свою сделанность.

- стремление понимать ис-во как игру (оно не есть высказывание о самой жизни).

- тяготение к глубокой иронии.

- тенденция избегать всякой фальши =» исполнительское мастерство.

Т.О. ДЕГУМАНИЗАЦИЯ- когда ис-во не претворяется в жизнь. Оно сразу говорит, что это ис-во. Игра =» освобождение от патетики. Усилие художника становится главным содержанием ис-ва, пр-ия. Непосредственность, моменты творческой рефлексии входят в текст =» роман о написании романа, кинофильм о съёмках кинофильма. Поэтологическая рефлексия (творческая).

% Бертольд Брехт – театр не выдает себя за реальную жизнь, это особая форма человеческой деятельности, нет эффекта четвёртой прозрачной стены. Разрушение иллюзии реальности. Зритель отключён, ему не даётся возможность мыслить параллельно, одновременно. Создаются все возможные формы иллюзии и игры реальности. Актёры, но не герои разыгрывают пьесы, цель – изобразить персонажа, но быть самими собой (творческий акт на глазах у других). Дистанция м/у актёром и героем. Актёры не притворяются.

Видим как формируется образ высказывания =» Роль фабулы радикально ослабляется %Картины Пикассо – язык живописи демонстрируется + ис-во абстракционизма (язык как таковой, ис-во языка). Пр-ие становится живой работой. Эксперимент над человеческой личностью. %Макс Фриш «Назову себя Гантенбайн».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: