План статистического наблюдения

Как уже отмечалось выше, планомерность является основой ста­тистического наблюдения, поэтому его проведение должно основы­ваться на детально разработанном плане.

План статистического наблюдения состоит из двух частей, первая включает программно-методологические вопросы, а вторая органи­зационные вопросы.

Программно-методологическая часть плана включает:

• определение объекта наблюдения;

• определение единицы объекта наблюдения;

• составление программы статического наблюдения;

• составление программы разработки материалов наблюдения;

• проектирование формуляра наблюдения;

• определение времени проведения статистического наблюдения
и его критического момента;

• составление инструкции.

При планировании статистического наблюдения необходимо, прежде всего, определить его объект и единицу.

Объектом статистического наблюдения называется та совокуп­ность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектами наблюдения могут быть, например, коммерческие банки, сельхозпро­изводители, промышленные предприятия, студенты, население и т. п.

Единицей наблюдения называют составной элемент объекта на­блюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регист­рации. Единицей наблюдения может быть человек, фермерское хо­зяйство, коммерческий банк.

Программа наблюдения — это перечень признаков, подлежащих регистрации при проведении статистического наблюдения. К про­грамме наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять, а именно:

а) программа должна включать только существенные признаки, характеризующие изучаемый объект;

б) в программу не следует включать второстепенные вопросы, которые могут затруднить работу по сбору информации, а в дальней­шем ее обработку и анализ;

в) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;

г) в программу наблюдения должны включаться только такие во­просы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;

д) в программу иногда следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведе­ний.

Вопросы программы могут дополняться статистическим подска­зом, т. е. вариантами ответов. Подсказ может быть закрытым или от­крытым. Закрытый подсказ подразумевает ряд ответов, из которых респондент должен выбрать один или несколько. При открытом под­сказе респондент может выбрать один или несколько ответов из пред­лагаемого перечня или сформулировать на специально выделенном поле формуляра свой собственный ответ.

При планировании обследования как правило составляют и про­грамму разработки собранных материалов, которая конкретизирует задачи статистического наблюдения, показывает, какие данные не­обходимо собирать и в каком виде оформлять результаты их обра­ботки.

Для записи ответов на вопросы программы конструируется фор­муляр наблюдения. Формуляр наблюдения разрабатывается специ­ально для записи ответов на вопросы программы и представляет со­бой особым образом разграфленный лист (листы) бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для за­писи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов.

Особое внимание при разработке формуляра следует уделить форму­лировке вопросов. Они должны быть сформулированы кратко и чет­ко, не должны вызывать разночтения. Помимо вопросов программы формуляр включает в себя титульную и адресную части. В титульной части содержится наименование статистического наблюдения, ука­зывается наименование органа, проводящего наблюдение, кем и ко­гда утвержден этот формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в об­щей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным ор­ганом статистики. В адресной части предусматривается запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и ряд других сведений.

Однако насколько четко не был бы составлен формуляр, к нему обычно составляется инструкция, которая включает совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистиче­ского наблюдения. Инструкция может быть представлена в виде от­дельного документа (часто — брошюры) или изложена на формуляре наблюдения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.

При организации статистического наблюдения необходимо ре­шить вопрос о времени проведения данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некото­рых случаях и так называемого критического момента.

Период наблюдения — это время, в течение которого осуществля­ется регистрация признаков у единиц наблюдения по установленной программе. Продолжительность периода наблюдения зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: размер и состоя­ние объекта наблюдения, объем и сложность программы наблюде­ния.

Для наиболее подвижных объектов изучения, таких, как населе­ние, например, устанавливается критический момент статистическо­го наблюдения. Критическим моментом называется момент времени, по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений. На практике критический момент обычно назначается на начало периода наблюдения.

В целях успешного проведения наблюдения разрабатываются ор­ганизационные вопросы плана статистического наблюдения, кото­рые фиксируются в организационном плане. Организационный план предполагает решение следующих вопросов:

• объект наблюдения (дается его определение, описание, указы­ваются отличительные признаки);

• цели и задачи наблюдения;

• орган наблюдения, осуществляющий подготовку и проведение наблюдения;

• место и сроки наблюдения;

• подготовительные работы к наблюдению включающие в себя подбор и обучение кадров, составление списков единиц изучае­мой совокупности, в некоторых случаях эти работы включают рекламную компанию проводимого наблюдения и т. д.;

• порядок проведения наблюдения;

• порядок приема и сдачи материалов наблюдения и представле­ния предварительных и окончательных итогов наблюдения;

• финансирование и материально-техническое обеспечение ра­бот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: