КЛАССИФИКАЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ СМАЗОЧНЫХ
ТУ 38.401-58-296-2005
Для быстроходных дизельных двигателей топливо подразделяется на две группы:
1) топливо из малосернистых нефтей, с содержанием серы до 0,2 %:
2) топливо из сернистых нефтей, S до 0,5 %.
Дизельное топливо выпускается 3 марок:
– Л — летнее (применяется при температуре выше 0 °С);
– З — зимнее (до –30 °С);
– А — арктическое (ниже –30 °С (до -50 °С)).
В документах на поставку дизельного топлива указывают:
– марку;
– содержание серы;
– температуру вспышки (для летнего) и температуру застывания (для зимнего).
Например, «ДТ Л-0,2-40»: летнее, 0,2 % серы, 40 ºС — температура вспышки; «ДТ З-0,2-35»: зимнее, 0,2 % серы; –35 ºС — температура застывания.
Смазочные материалы — это вещества, вводимые в узлы трения двигателей, машин и механизмов.
Смазочные материалы классифицируют по следующим признакам:
1. По происхождению или исходному сырью:
– Минеральные или нефтяные (более 90%) — получают при соответствующей переработке нефти. По способу получения такие материалы классифицируются на дистиллятные, остаточные, компаундированные или смешанные.
|
|
– Растительные и животные — имеют органическое происхождение. Часто используют в смеси с нефтяными.
– Синтетические — получают каталитической полимеризацией жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненефтяного сырья. Из-за высокой стоимости их производства применяют только в самых ответственных узлах трения.
2. По внешнему состоянию:
– Жидкие — являются жидкими в обычных условиях (нефтяные и растительные масла);
– Пластичные или консистентные — в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, жиры и др.). Подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнительные и др.
– Твердые — не изменяют своего состояния под действием температуры, давления и т.п. (графит, слюда, тальк и др.). Их обычно применяют в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами.
3. По назначению смазочные материалы (масла):
– Моторные — для двигателей внутреннего сгорания (карбюраторных, дизельных, авиационных и др.).
– Трансмиссионные — применяют в трансмиссиях тракторов, автомобилей, комбайнов, самоходных и других машин.
– Гидравлические — используемые в гидравлических системах различных машин.
– Индустриальные — применяемые главным образом для станочного оборудования (токарные, фрезерные, карусельные и др. станки).
– Компрессорные, приборные (цилиндровые, электроизоляционные, вакуумные и др.).
4. По температуре применения (масла):
– Низкотемпературные — используют при температуре не выше 60 °С (приборные, индустриальные и др.).
|
|
– Среднетемпературные — применяемые при температуре 150–200 °С (турбинные, компрессорные, цилиндровые и др.).
– Высокотемпературные — используют при температурах 300 °С и более (главным образом моторные масла).
Из трех вышеперечисленных видов смазочных масел, полученных из различного исходного сырья, наибольшее распространение получили нефтяные масла.