Тема: Источники ЕП

1. Понятие и классификация источников ЕП

Источниками ЕП являются внешние формы выражения правовых норм. Источники ЕП делятся на след группы

· Источники первичного права (учредительные договоры, протоколы, явл неотъемлемой частью учредительных договоров, акты о присоединении новых государств-членов) Имеют приоритет по отношению к иным источникам

· Источники вторичного права – акты, принимаемые институтами ЕС в соответствии с учредительными договорами, общими принципами и правом, вытекающим из международных соглашений. Нормы вторичного права могут дополняться изменяться решениями суда ЕС.

· Источники третичного права – правовые акты, исходящие от европейской комиссии в результате получения полномочий из источников вторичного права

· Общие принципы права ЕС – совокупность принципов, являющихся основой правопорядка ЕС. Такие принципы формируются по средствам практики суда ЕС.

· Внешние источники – международные соглашения ЕС с 3ими странами или международными организациями.

Существует классификация источников права ЕС в зависимости от форм закрепления норм:

· Источники писанного права

· Источники неписанного права

Существует также деление источников на:

· Формальное право (обязательный характер)

· Мягкого права (рекомендации)

Новая классификация источников нашла отражение в лиссабонском договоре

· Законодательные акты – правовые акты, принятые по средствам законодательной процедуры – регламенты, директивы и решения

· Акты не имеющие законодатель

Основополагающими учредительными договорами - Учредительными договорами в узком смысле являются: договор о ЕС, договор о функционировании ЕС, Лиссабонский договор.

В отдельную группу выделяют ревизионные договоры: Единый Европейский Акт, Амстердамский договор, Римский договор.

2. Источники права ЕС

Источники представлены в 5 поименнованых актах:

· Регламент – предназначен для общего применения, является обязательным во всех своих частях и подлежит прямому применению во всех государствах-членах. Публикуются в официальном журнале ЕС и вступают в силу, если конкретная дата не определена в регламенте на 20 день после опубликования. Полномочия по принятию регламента могут быт предоставлены Е комиссии на основании регламента ЕС. По общему правилу регламент….. Государства-члены не имеют права принимать акты национального законодательства, которые дублируют положения регламента, и подменяют сам регламент. Регламент подлежит имплементации в 2 случаях:

1. если проведение имплементации мероприятий прямо предусмотрено в самом регламенте

2. регламент прямо не предусматривает, но подразумевает проведение имплементации мероприятий. Регламент является средством унификации национального законодательства государств-членов.

Основные черты:

1. Имеет нормативный характер

2. Адресован неограниченному кругу лиц

3. Обязателен в любой своей части

4. Действует в каждом государстве-члене

Особый статус имеют внутренние регламенты, устанавливают внутренние правила деятельности институтов и органов ЕС. В отличие от обязательных, внутренние регламенты не могут возлагать обязательства на 3 лиц, а также не могут наделять их правами по отношению к определенному институту или органу. Внутренние регламенты утверждают на основании институтов и органов ЕС.

· Директива – обязательно для каждого государства-члена ЕС, которому она адресована, но сохраняет за национальными властями свободу выбора форм и методов действий. Подлежит имплементации во внутренне законодательство к определенному в ней сроку - лимит времени. По истечении такого срока у государств возникают обязательства, которые определены в самой директиве. Преимуществом указанного акта является предоставление государствам-членам возможности осуществить гармоничную имплементацию нормы с учетом особенностей национальной правовой системы. Недостатки: несвоевременная имплементация или отсутствие таковой. Основная сфера применения: сфера гармонизации национального законодательства государств-членов.

· Решение – существует 2 вида решений:

1. акты индивидуального характера (акты правоприменения), являются обязательными во всех своих частях для тех, кому адресованы. По своей природе напоминают административные акты национальных органов

2. юридически обязательные предписания, на основе которых осуществляются все меры в сфере общей внешней политики и политики безопасности, а также меры, направленные на проведение финансовых мероприятий и изменения положения учредит докум.

· Рекомендация – как правило, служат адресацией предложений государствам-членам и частным лицам. Национальные суды обязаны принимать во внимание рекомендации при толковании права ЕС

· Заключение – отражает позицию заинтересованного органа или института ЕС по конкретному вопросу

Рекомендации и заключения не имеют обязательную силу и принимаются в тех сферах, где ЕС не имеет законодательных полномочий.

Не основным актом вторичного права следует также отнести ориентиры и межинституциональные соглашения.

3. Классификация источников права в соответствии с Лиссабонским договором.

Для того чтобы являться законодательным, акт должен соответствовать ряду признаков:

· Юридическая форма – акт должен являться актом обязательной юридической силы

· Субъектами, которые принимают акт являются Е парламент и Е совет

· Правотворческая процедура – должна иметь место обычная законодательная процедура (состоит в совместном принятии актов Е парламентом и Е советом), а также может иметь место специальная законодательная процедура - предполагает создание акта Е парламентом после консультации или с одобрения Е совета или Е советом после консультации или с одобрением Е парламента.

К числу не законодательных актов ЕС в соответствии с Лиссабонским договором относятся:

1. юридически обязательные акты Е совета, для принятия которых учредительные документы не предусматривают использование общей или специальной законодательной процедур

2. юридически обязательные акты других институтов ЕС (регламенты и решения Е центр Банка, решения совета)

3. рекомендации и заключения как акты, не имеющие юридически обязательной силы не зависимо от принимающего института

Среди не законодательных актов учредительные договоры выделяют 2 специальные подкатегории документов, принимаемых на основании или во исполнении законодательных актов:

1. делегированные акты (юридически обязательные акты, издаваемые комиссией на основании полномочий, делегированных ей парламентом или советом)

2. исполнительные акты – акты, принимаемые комиссией или в отдельных случаях советом, в целях обеспечения единых условий претворения в жизнь иных юридически обязательных актов. Полномочия по изданию таких актов должны быть определены в акте, на основании которого они принимаются.

Е центрбанк не уполномочен издавать директивы. Он издает ориентиры, не считающиеся правовым актом ЕС.

Суд ЕС и счетная палата не издают юридически обязательные акты, кроме решений, устанавливающих внутренние правила их действий.

Лиссабонский договор не устанавливает приоритет законодательных актов над не законодательными. Подзаконный характер по отношению к тому акту на основанию …..имеют делегированные и исполнительные акты.

Актом, не поименованным в учредит договорах, относятся заключения, декларации, резолюции, принимаемые Е амбуцманом, экономическим и социальным комитетом, европолом, евроюстом и агенствами.

Непоименованные в учредительных договорах акты не признаются в качестве учредительных.

В отдельную группу выделяют решения особого рода – например, создание органов, структурных подразделений, определение процедур в системе кометологии (совокупность изданных актов на основании которых создаются комитеты при Е комиссии, в которых отслеживается исполнение решений ЕС, также совокупность самих институтов).

Не признаются в качестве правовых актов союза акты, которые издаются в не предусмотренных учредит договорами формах, например, резолюции парламента, кодексы поведения, ориентиры Е центрбанка, по общему правилу, такие акты носят рекомендательных характер, за исключением случаев, когда в учредительных документах указано, что такие документы носят обязательный характер (ориентиры Е центрбанка).

В рамках 1 опоры принимались те же акты, что и сейчас. В рамках 2 опоры принимались следующие акты (до вступления Лиссабонского договора) – принципы и общие ориентиры внешней политики и политики безопасности – являлись основой для решения совета необходимых для претворения в жизнь самой политики, общая стратегии – подлежали претворению в жизнь в тех сферах, где государства имели общие интересы, реализовывались путем принятия общий акций и позиций. Общие акции – отражали реакцию на определенные ситуации, в которых были признаны необходимыми оперативные действия со стороны ЕС. Общие позиции – определяли позицию ЕС по конкретному вопросу географического или тематического характера, при этом государства-члены обеспечивали соответствие своей национальной политики общей позиции. Разграничение общих позиций и общей политики осуществляется на основе характера и целей принятия. Общая позиция всегда направлена на решение конкретного вопроса, соглашение с 1им или несколькими государствами или международными организациями по вопросам внешней политики и политики безопасности.

Сейчас вступил Лиссабонский договор, и в сфере общей полит и политики безопасности принимаются только решения.

3 опора - принимаются те же акты. Ранее принимались решения – принимались в любых целях, не поименованных ниже, рамочные решения – принимались в целях сближения правовых и административных предписаний, общие позиции – устанавливали подход ЕС к определенному вопросу и конвенции - рекомендовались к принятию государствам-членам в целям совершенствования законодательства. Сейчас сотрудничество полиции и судебных органов в УП сфере охватывается понятием пространство свободы безопасности и правосудия

Лиссабонский договор не предусматривает специальных наименований для законодательных актов, принимаемых в рамках указанной сферы, из чего следует вывод, что в донной сфере будут приниматься обычные акты.

……..

Договор о создании ЕС не допускает оговорок, поэтому принятие законодательства противоречащего договору равнозначно оговоркам.

Составляющие приоритеты права ЕС:

1. Устанавливается приоритет не только учредительных договоров, но и актов вторичного права

2. Приоритетом пользуются как нормы прямого действия, так и нормы, не обладающие этим признаком

3. Принципы и нормы права ЕС обладают приоритетом по отношению ко всем источникам внутреннего права, в том числе конституционным

4. Приоритет права сообществ вытекает из самой природы права ЕС

5. Никакие национальные законодательные или административные акты, принятые в одностороннем порядке не могут отменить действие нормы права ЕС

6. Верховенство является абсолютным

Принцип прямого действия – право ЕС наделяет субъективными правами и обязанностями не только государства-члены, но и непосредственно частных лиц.

В теории выделяют 2 вида прямого действия:

1. Горизонтальное – применение норм ЕП в отношениях между частными лицами

2. Вертикальное – применение норм ЕП в отношениях частное лицо – власть

Принцип прямого действия не имеет универсального характера, его применение зависит от того, в акте какой юридической силы сформулирована норма.

Нормы учредительных договоров имеют прямое действие в следующих случаях:

1. Норма четка и недвусмысленно сформулирована

2. Безусловно закреплены субъективные права и обязанности

3. Применение нормы не зависит от действий, которые должны быть предприняты ЕС или государством

Существуют формальные признаки, указывающие на отсутствие критерия безусловности. Критерию безусловности не соответствуют нормы, содержащие следующую формулировку «государство-член имеет право в той степени, в которой оно считает желательным», т.е. здесь имеет место усмотрение, а также в случаях когда в соответствии с правом ЕС ставится определенная цель, но выбор средств для ее достижения передается на усмотрение государству.

Нормы регламентов всегда имеют прямое действие в полном объеме, нормы решения индивид актов имеют прямое действие в отношении своих адресатов. Директивы не обладают горизонтальным прямым действием – они не создают обязательств для частных лиц. Нормы директив могут иметь прямое действие, но только в вертикальных отношениях.

Условия, при которых директива имеет прямое действие:

1. Директива своевременно не трансформирована

2. Формулировка нормы в директиве имеет обязательный характер и позволяет четко установить содержание прав и обязанностей субъектов правоотношения

3. Это правоотношения между частным лицом и государством

Суд ЕС расширительно толкует термин государство и относит к нему не только органы государственной власти и управления, но и другие организации, именуемые порождением государства (должностные лица, министерства). Чтобы признавать в качестве порождения государства организация должна отвечать требованиям:

1. Осуществлять публичные функции

2. Создана на основании государственного акта

3. Государство должно осуществлять контроль над деятельностью этой организации

4. Должна обладать специфическими полномочиями, которые не характерны для обычных организаций

Принцип косвенного действия (принцип лояльной интерпретации) – правовые нормы ЕС должны учитываться национальными судами при толковании национального законодательства, даже если они не имеют прямого действия (в том числе должны учитываться положения рекомендаций и заключений).

Принцип имущественной ответственности государств–членов ЕС перед частными лицами за ущерб, причиненный нарушением норм европейского права FRAKOVICH

Условия, при которых государство несет ответственность:

1. Цель, которая должна быть достигнута в соответствии с актом ЕС, должна предусматривать предоставлением прав частным лицам

2. Эти права должны быть определимыми исходя из положения

3. Должна существовать причинная связь между нарушением прав гос-вом членом и ущербом, нанесенным частному лицу-заявителю

Отличие прямого действия директив о прямого действия регламентов:

1. В отношении директив устанавливается срок, по истечении которого они имеют законную силу……

2. Государствам-членам ЕС не разрешается применять национальные акты для имплементации регламента. Для директив имплементация является способом достижения закрепленных целей

3. Прямое действие является нормальным свойством регламента, в отношении директивы это исключение из правила

4. Директивы не создают обязательств для частных лиц, т.е. они обладают только вертикальным прямым действием, регламент обладает горизонт прямым действием

Решения в определенных ситуациях могут иметь прямое действие. Если решение адресовано государству-члену, оно имеет вертикальное прямое действие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: