Правовое положение субъектов малого предпринимательства определяется Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о поддержке МП).
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работ-гаков за отчетный период не превышает предельных уровней, установленных дифференцированно по отраслям (например, в промышленности - 100 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек). Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Законами субъектов РФ устанавливаются дополнительные условия деятельности малых предприятий, дающие право на получение поддержки со стороны органов власти данных субъектов. Например, в соответствии с Законом г. Москвы от 28 июня 1995 г. № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве», субъекты малого предпринимательства Москвы получают право на поддержку со стороны органов власти города Москвы за счет городских средств или ресурсов при соблюдении следующих условий:
- государственная регистрация на территории города Москвы в качестве юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица;
- включение в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы;
- субъекты малого предпринимательства не должны относиться к категориям дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских фирм, банков и иных кредитных организаций, страховых организаций, а также организаций, созданных для проведения игр и заключения пари;
- субъекты малого предпринимательства - юридические лица не должны иметь филиалов (обособленных подразделений), находящихся за пределами границ Москвы и Московской области.
Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки в виде гарантий и льгот. Б частности, ст. 9 Закона о поддержке МП предусмотрена гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства. Субъектам малого предпринимательства в целях бухгалтерского учета предоставлено право применения ускоренной амортизации основных производственных фондов. Гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства и право применения ускоренной амортизации основных производственных фондов с 1 января 2005 г. отменяются. Налоговый кодекс РФ предусматривает специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г, № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете], организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, они ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Для субъектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогового учета, льготный порядок бухгалтерского учета предусмотрен Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н. Утверждены специальные формы статистической отчетности для малых предприятий.
Для субъектов малого предпринимательства предусматривается; резервирование определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государств венных нужд.
В силу ст. 7 Закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О правах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» (далее - Закон № 134-ФЗ), в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
В качестве дополнительных мер государственной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами г. Москвы, можно назвать создание общегородских систем центров развития предпринимательства в г. Москве; финансирование проектов и программ развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве; создание целевого фонда нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры малого бизнеса в г. Москве; предоставление льгот в области арендных отношений и др.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) программами. Нормативными правовыми актами, в частности Законом г. Москвы от 16 июня 1999 г. № 25 «О ремесленной деятельности в г. Москве», предусмотрены и иные меры поддержки отдельных категорий субъектов малого предпринимательства.