Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являет власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Теория элит - народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, государственная власть должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
Технократическая теория - властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определить действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Демократическая доктрина - первоисточником и первоносителем власти является народ, государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
|
|
Марксистская теория - политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляет свою диктатуру, т.е. власть, не ограничивается законом и опирается на силу, на принуждение. Используется этот подход для характеристики различных государств теоретически неверно. Классовый характер - сущностная сторона государства, его основное начало. Но деятельность государства, обусловлена классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия, а достижения общественного компромисса. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал (классового и общесоциального). Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.
Сущность государства заключается в том, что оно есть такая форма организации публичной власти в социально-дифференцированном (неоднородном) обществе, которая обеспечивает социальное управление на основе согласования, координации интересов различных групп и слоёв населения. Но его сущность как средства согласия и социального компромисса проявлялась не всегда столь отчётливо и рельефно.
|
|
32. Понятие и классификация функций государства.
Функции государства —это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Признаки функций:
1. Функция - основное, главное направление деятельности государства, устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - экономической, политической, охране природы.
2. В функциях выражается сущность государства.
3. Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
5. Реализуются функции в определённых формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
Функции государства по своей сути объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций, несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует.
Классификация:
— По причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:
1) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);
2) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.)
— По напраленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние.
1) внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество,
2) внешние направлены на установление и поддержание определённых отношений с другими государствами.
Внутренние - охрана форм собственности, охрана правопорядка, охрана природной и окружающей среды, политической, экономической, социальной сфер, развитие научно-технического прогресса и т.д.
Внешние - защита страны от нападения извне, ведение захватнических войн, взаимовыгодная торговля, поддержание мира.
— По формам деятельности, основанном на принципе разделения властей:
1) законотворческая,
2) управленческая,
3) судебные (правоохранительная).
— По продолжительности действия:
1) постоянные,
2) временные.
Есть и другие основания классификации: территориальный масштаб деятельности, содержание функций и др.