Россия от февраля к октябрю 3.09.2012

Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения, МИ 1317-2004 Государственная система обеспечения единства измерений. Результаты и характеристики погрешности измерений. Формы представления. Способы использования при испытаниях образцов продукции и контроле их параметров образцов продукции и контроле их параметров) или неопределенности измерений.

Измерительные лаборатории могут выполнять измерения в сфере распространения государственного метрологического надзора при условии их аттестации на проведение этих измерений (правила аттестации изложены в ПМУ 18-2000 Про затвердження Правил уповноваження та атестації у державній метрологічній системі).

Методики выполнения измерений, использующиеся в сфере действия государственного метрологического надзора, должны быть аттестованы (ГОСТ 8.010-99). Их аттестация проводится метрологическими центрами, территориальными органами, предприятиями и организациями, уполномоченными в ГМС на проведение этих аттестаций.

Аттестованные методики заносятся в Государственный реестр методик выполнения измерений, которые применяются в сфере действия государственного метрологического надзора.

Необходимость аттестации методик выполнения измерений, которые используются вне сферы действия метрологического надзора, определяется их разработчиками или пользователями.

Нормативной основой для создания метрологического обеспечения испытательных и калибровочных лабораторий является также стандарт ДСТУ 180ЯЕС 17025, регламентирующий необходимость оценивания неопределенности измерений. Однако в национальном вступлении к этому стандарту допускается по согласованию с заказчиком проводить оценку погрешности взамен неопределенности.

С учетом вышеизложенного, основными задачами метрологического обеспечения ИЗМЕРЕНИЙ являются:

• повышение качества испытательного оборудования и его своевременная аттестация;

• соблюдение графиков поверки средств измерительной техники;

• обеспечение эффективного автоматизированного управления процессом ИЗМЕРЕНИЙ;

• разработка и внедрение программного обеспечения процессов ИЗМЕРЕНИЙ;

• совершенствование нормативной документации по всем видам ИЗМЕРЕНИЙ;

• обеспечение подготовки высококвалифицированного персонала.

Основы сертификационных ИЗМЕРЕНИЙ


Измерения, испытания и контроль являются одними из основных процессов оценки соответствия при сертификации. Особенности их применения определяются задачами, которые решает испытательная лаборатория при сертификации продукции (табл. 1).

Задача испытания - получение количественных или качественных оценок характеристик продукции, т.е. оценивание способности выполнять требуемые функции в заданных условиях. Эта задача решается в испытательных лабораториях, ее решением является подготовленный протокол ИЗМЕРЕНИЙ с указанием параметров продукции.

Задача контроля - установление соответствия характеристик продукции заданным в нормативных документах требованиям, в том числе и по результатам ИЗМЕРЕНИЙ. Эту задачу решают эксперты органа по сертификации на основании протокола ИЗМЕРЕНИЙ. Поэтому задачу контроля можно назвать задачей экспертной оценки.

При сертификации продукции обе эти операции связаны с измерениями параметров. Сертификация систем управления качеством и услуг предусматривает квалиметрическую оценку соответствия без применения измерительной техники с помощью визуальных или органолептических методов (аудиты, проверки, опросы и т.п.). При аттестации персонала проводится экзамен по установленным правилам.

На рис. 1 представлена классификация видов контроля, применяемых при сертификации.

В зависимости от объекта контроля может быть контроль продукции, услуг, систем управления качеством и персонала.

Все объекты контролируются на соответствие требованиям норм, установленным на сырье, материалы, изделия, оборудование и инструмент, технологические процессы и компетентность персонала. Средства измерений и испытаний проходят плановую поверку в метрологической службе предприятия и поверяются органами госнадзора.

Одной из важнейших характеристик объектов контроля является их контролепригодность, т.е. свойство конструкции изделия, обеспечивающее возможность, удобство и надежность ее контроля при изготовлении, испытании, техническом обслуживании и ремонте.

 
 

Кроме названных объектов контролю подвергаются элементы системы управления качеством и стадии процесса производства. Контроль после какой-либо операции на станке, прессе, сборке называется операционным. После изготовления готовой детали, узла или изделия на заключительном этапе процесса производства применяют приемочный контроль; проводится контроль комплектности, упаковки и транспортирования и, наконец, контроль хранения. Перечень параметров, подлежащих контролю, а также инструментов или приборов для проведения операционного контроля, регламентируются картой технологического процесса. Приемочный контроль проводят на соответствие требованиям государственных стандартов, технических условий. Проверка соответствия характеристик, режимов и других показателей названных стадией производства составляет суть контрольных операций.

Контроль объектов или стадий процесса производства может быть: спорадическим - время проведения его не регламентируется; периодическим - проводится через определенный промежуток времени (часы, сутки, месяцы); непрерывным - ведется непрерывно (постоянно).

В зависимости от средств контроля различают контроль: визуальный, когда объект контроля подвергается осмотру и определяется его соответствие требованиям НТД (все ли операции выполнены, наличие маркировки, сопроводительной документации); органолептический - субъективный метод контроля, проводимый специалистами-экспертами (оценка в баллах); инструментальный - контроль, осуществляемый при помощи измерительного инструмента, калибров, приборов, стендов, испытательных машин.

Инструментальный контроль может быть ручным, автоматизированным и автоматическим. При ручном контроле используется ручной измерительный инструмент (штангенциркули, микрометры, калибры, скобы, индикаторы и т.д.) для проверки деталей и изделий. Автоматизированный контроль связан с использованием специальных средств, позволяющих исключить субъективизм при измерении. Наиболее прогрессивным является автоматический контроль, т.е. при изготовлении деталей и узлов встраиваются автоматические средства контроля, с помощью которых осуществляется непрерывный контроль.

В зависимости от объема продукции различают контроль: сплошной, при котором решение о качестве контролируемой продукции принимается по результатам проверки каждой единицы продукции; выборочный, при котором решение о качестве принимается по результатам проверки одной или нескольких выборок (в зависимости от требований НТД) из партии или потока продукции.

По характеру воздействия на ход производственного процесса различают активный и пассивный контроль. При активном контроле (он осуществляется приборами, встроенными в технологическое оборудование) полученные результаты используются для непрерывного управления процессом изготовления изделий. Пассивный контроль лишь фиксирует полученный результат.

По характеру воздействия на объект контроль может быть разрушающим, при котором продукция после ИЗМЕРЕНИЙ становится непригодной для дальнейшего использования по назначению, и неразрушающим.

По типу проверяемых параметров выделяют контроль геометрических параметров (линейные, угловые размеры, форма и расположение поверхностей, осей, деталей, узлов и агрегатов и т.д.), физических свойств (электрических, теплотехнических, оптических и др.), механических свойств (прочность, твердость, пластичность при различных внешних условиях); химических свойств (химический анализ состава вещества, химическая стойкость в различных средах), микро- и макроструктур - металлографические исследования; а также специальный контроль (свето-, газонепроницаемость, герметичность).

 
 

Процесс контроля при сертификации является организованной системой. Ему присущи определенные признаки, характеризующие его целевую направленность, назначение и содержание. Основными элементами процесса контроля являются объект, метод и исполнитель контроля, а также нормативно-техническая документация по контролю.

Испытания продукции - это разновидность контроля, поэтому им также присущ системный подход. В систему ИЗМЕРЕНИЙ входят следующие основные элементы: объект (изделие, продукция), категория испытания, средства для проведения ИЗМЕРЕНИЙ и замеров (испытательное оборудование и поверочные или регистрирующие средства), исполнитель испытания и нор­мативно-техническая документация на испытания (программа, методики).

На рис. 2 приведена классификация основных видов испытаний.

В зависимости от стадий жизненного цикла продукции проводятся следующие испытания:

на стадии исследований - исследовательские;

на стадии разработки - доводочные, предварительные, приемочные;

на стадии производства - квалификационные, предъявительские, приемосдаточные, периодические, типовые, инспекционные, сертификаци­онные;

на стадии эксплуатации - подконтрольная эксплуатация, эксплуата­ционные периодические, инспекционные.

Исследовательские испытания при необходимости проводят на любых стадиях жизненного цикла продукции. В процессе производства продукции покупные материалы, комплектующие изделия могут подвергаться кон­трольным испытаниям при входном контроле, а составные части собственно­го изготовления - при операционном. Исследовательские испытания прово­дятся для изучения поведения объекта при том или ином внешнем воздейст­вующем факторе или в том случае, если нет необходимого объема информа­ции. Чаще всего это бывает, когда объект недостаточно изучен, например, при исследовательских работах, проектировании, выборе оптимальных спо­собов хранения, транспортирования, ремонта и технического обслуживания.

В цехах опытного производства по эскизам изготовляют модели, маке­ты, опытные образцы сборочных узлов или деталей, которые затем испытывают. В процессе испытаний оценивают работоспособность образца, пра­вильность конструкторского решения, определяют возможные характеристи­ки, выясняют закономерности и тенденции изменения параметров. Различные проверки проводят по специальной программе, которую разрабатывает ведущий конструктор.

Исследовательские испытания проводятся в основном на типовом пред­ставителе с целью получения информации о совокупности всех объектов данного вида. Таким образом, эти испытания проводятся для изучения ха­рактеристик свойств объекта, формирования исходных требований к про­дукции, выбора технических решений, определения характеристик продук­ции и ее составных частей, выбора наиболее эффективных методов производства, эксплуатации (применения) и контроля продукции, для определения условий эксплуатации.

Исследовательские испытания часто проводят как определительные и оценочные. Цель определительных ИЗМЕРЕНИЙ - нахождение значений одной или нескольких величин с заданной точностью и достоверностью. Иногда при испытаниях надо лишь установить факт годности объекта, т.е. определить, удовлетворяет ли данный экземпляр из ряда объектов данного вида установленным требованиям или нет. Такие испытания называются оценочными.

Испытания, проводимые для контроля качества объекта, называются контрольными. Назначение контрольных ИЗМЕРЕНИЙ — проверка на соответствие техническим условиям определенных экземпляров комплектующих изделий или составных частей при изготовлении. В результате ИЗМЕРЕНИЙ полученные данные сопоставляют с установленными в технических условиях и делают заключение о соответствии испытываемого (контролируемого) объекта нормативно-технической документации (документации на поставку комплектующих изделий).

Доводочные испытания проводят на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для оценки влияния вносимых в техническую документацию изменений, чтобы обеспечить достижение заданных значений показателей качества продукции. Необходимость ИЗМЕРЕНИЙ определяет разработчик либо при составлении технического задания на разработку, либо в процессе разработки. Он же составляет программу и методику ИЗМЕРЕНИЙ.

Испытаниям подвергают опытные или головные образцы продукции и ее составные части. Испытания, как правило, проводит или организует разработчик, привлекая к ним при необходимости изготовителя.

Цель предварительных ИЗМЕРЕНИЙ - определение возможности предъявления образцов на приемочные испытания. Испытания проводят в соответ­ствии со стандартом или организационно-методическим документом министерства, ведомства, предприятия. При отсутствии последних необходимость ИЗМЕРЕНИЙ определяет разработчик. Программа предварительных ИЗМЕРЕНИЙ максимально приближена к условиям эксплуатации изделия. Организация проведения ИЗМЕРЕНИЙ такая же, как и при доводочных испытаниях.

Предварительные испытания проводят аттестованные испытательные подразделения с использованием аттестованного испытательного оборудования. Продукцию, закрепленную за головными организациями, испытывают с их участием или под их контролем. По результатам ИЗМЕРЕНИЙ оформляют акт, отчет и определяют возможность предъявления изделия на приемочные испытания.

Приемочные испытания проводят для определения целесообразности и возможности постановки продукции на производство. Приемочные испытания изделий единичного производства проводят для решения вопроса о целесообразности передачи этих изделий в эксплуатацию. Испытаниям подвергают опытные или головные образцы (партии) продукции. При постановке на производство семейства, гаммы или типоразмерного ряда продукции типовый представитель выбирают исходя из условия возможности распространения результатов его ИЗМЕРЕНИЙ на всю совокупность продукции. Приемочные испытания проводят аттестованные испытательные подразделения с использованием аттестованного испытательного оборудования. Продукцию, закрепленную за головными организациями по испытаниям, проверяют указанные организации.

По видам продукции, не закрепленной за головной организацией по государственным испытаниям, проведение ИЗМЕРЕНИЙ организует одна из сторон - заказчик (основной потребитель), разработчик или

изготовитель при участии других сторон под руководством приемочной комиссии в аттестованных испытательных подразделениях.

При приемочных испытаниях контролируют все установленные в техническом задании значения показателей и требования. Приемочные испытания образцов модернизированной или модифицированной продукции по возможности проводят путем сравнительных ИЗМЕРЕНИЙ образцов этой продукции и образцов выпускаемой продукции.

Квалификационные испытания проводят в следующих случаях: при оценке готовности предприятия к выпуску конкретной серийной продукции, если изготовители опытных образцов и серийной продукции разные, а также при постановке на производство продукции по лицензиям и продукции, освоенной на другом предприятии. В остальных случаях необходимость проведения квалификационных ИЗМЕРЕНИЙ устанавливает приемочная комиссия.

Испытаниям подвергают образцы из установочной серии (первой промышленной партии), а также первые образцы продукции, выпускаемой по лицензии и освоенной на другом предприятии.

Приемосдаточные испытания проводят для принятия решения о при­годности продукции к поставке или ее использованию. Испытаниям подвергают каждую изготовленную единицу продукции или выборку из партии. Испытания проводит служба технического контроля изготовителя с участи­ем, в установленных случаях, представителя заказчика. При наличии на предприятии государственной приемки приемосдаточные испытания прово­дят ее представители. При испытаниях контролируют значения основных параметров и работоспособность изделия. При этом контроль установленных в НТД показателей надежности изделий может осуществляться косвенными методами.

Порядок ИЗМЕРЕНИЙ установлен в государственном стандарте общих технических требований или технических условиях, а для продукции единичного производства - в техническом задании.

Периодические испытания проводят с целью:

периодического контроля качества продукции;

контроля стабильности технологического процесса в период между предшествующими и очередными испытаниями;

подтверждения возможности продолжения изготовления изделий по действующей документации и их приемки;

подтверждения уровня качества продукции, выпущенной в течение контролируемого периода;

подтверждения эффективности методов испытания, применяемых при приемочном контроле.

Периодические испытания предназначены для продукции установившегося серийного (массового) производства. При их проведении контролируют значения показателей, которые зависят от стабильности технологического процесса, но не проверяются при приемосдаточных испытаниях. Для ИЗМЕРЕНИЙ представляют образцы продукции, отобранные в соответствии с государственными стандартами, техническими условиями и прошедшие приемосдаточные испытания. Программа периодических ИЗМЕРЕНИЙ разнообразна и максимально приближена к условиям эксплуатации.

Типовые испытания - испытания продукции одного типоразмера, по единой методике, которые проводят для оценки эффективности и целесообразности изменений, вносимых в конструкцию или технологический про­цесс. Испытаниям подвергают образцы выпускаемой продукции, в конструкцию или технологический процесс изготовления которых внесены изменения. Проводит эти испытания изготовитель с участием представителей государственной приемки или испытательная организация. Программу ИЗМЕРЕНИЙ устанавливают зависимости от характера внесенных изменений.

Инспекционные испытания проводят выборочно для контроля стабильности качества образцов готовой продукции и продукции, находящейся в эксплуатации. Их проводят специально уполномоченные организации (органы госнадзора, ведомственного контроля, организации, осуществляющие внешнеторговые операции и др.) в соответствии с НТД на эту продукцию по программе, установленной организацией, их выполняющей, или согласованной с ней.

Сертификационные (измерения) испытания - проводят для определения соответствия продукции требованиям безопасности и охраны окружающей среды, а в некоторых случаях и важнейших показателей качества продукции: надежности, экономичности и т.д.

Сертификационные (измерения) испытания - элемент системы мероприятий, направленных на подтверждение соответствия фактических характеристик продукции требованиям НТД. Сертификационные испытания, как правило, проводят независимые от производителя испытательные центры. По результатам ИЗМЕРЕНИЙ выдается сертификат или знак соответствия продукции требованиям НТД. Сертификация предполагает взаимное признание результатов ИЗМЕРЕНИЙ поставщиком и потребителем продукции, что особенно важно при внешнеторговых операциях.

Программу и методы ИЗМЕРЕНИЙ устанавливают в сертификационной документации и указывают в положении по сертификации данного вида продукции с учетом особенностей ее изготовления, ИЗМЕРЕНИЙ и поставки.

Подконтрольную эксплуатацию проводят для подтверждения соответствия продукции требованиям НТД в условиях ее применения, получения дополнительных сведений о надежности, рекомендаций по устранению недостатков, повышению эффективности применения, а также для получения данных, которые учитывались бы при последующих разработках. Для подконтрольной эксплуатации выделяют образцы, которым создают условия, близкие к эксплуатационным. Для серийной продукции предпочтительно ставить на подконтрольную эксплуатацию образцы, прошедшие квалификационные или периодические испытания. Результаты

подконтрольной эксплуатации (сведения об отказах, техническом обслуживании, ремонте, расходе запасных частей и др.) потребитель вносит в извещения, которые отправляет изготовителю (разработчику), или регистрирует в журнале на месте эксплуатации.

Эксплуатационные периодические испытания проводят для определения возможности или целесообразности дальнейшей эксплуатации (применения) продукции в том случае, если изменение ее показателя качества может создать угрозу безопасности, здоровью, окружающей среде или привести к снижению эффективности ее применения. Испытаниям подвергают каждую единицу эксплуатируемой продукции через установленные интервалы наработки или календарного времени. Испытания проводят органы госнадзора в соответствии с положением о них или потребитель. При испытаниях контролируют соответствие продукции нормам и требованиям по безопасности и экологии, установленным в НТД (стандартах, инструкциях, правилах), а также нормам и требованиям, определяющим эффективность ее применения и приведенным в эксплуатационных документах.

Допускается совмещать следующие категории ИЗМЕРЕНИЙ:

•предварительные с доводочными;

• приемочные с приемосдаточными - для продукции единичного производства;

• приемочные с квалификационными - при приемочных испытаниях головных или опытных образцов (опытных партий) с подготовленным технологическим процессом для серийного производства на этом этапе;

• периодические с типовыми - при согласии заказчика (основного потребителя), кроме продукции, подлежащей государственной приемке;

• сертификационные с приемочными и периодическими.

Цель совмещения ИЗМЕРЕНИЙ - экономия средств и времени. Причем совмещенные испытания должны обеспечивать совокупность всех проверок, предусмотренных для отдельных категорий ИЗМЕРЕНИЙ. По результатам совместных ИЗМЕРЕНИЙ, как правило, оформляют общий документ, отнесенный к первой из указанных категорий ИЗМЕРЕНИЙ. В необходимых случаях оформляют отдельные документы по каждой категории ИЗМЕРЕНИЙ.

Испытания проводятся на следующих уровнях:

• государственном - для приемочных, квалификационных, инспекционных, сертификационных и периодических ИЗМЕРЕНИЙ (если их результаты используют при аттестации продукции по категориям качества);

• межведомственном - для приемочных, квалификационных и инспекционных ИЗМЕРЕНИЙ;

• ведомственном - для приемочных, квалификационных и инспекционных ИЗМЕРЕНИЙ.

Испытания важнейших видов продукции производственно-технического и культурно-бытового назначения, проводимые в головных организациях по испытаниям именно этих видов продукции, называются государственными. Таким образом, наряду с приемочными испытаниями, т.е. испытаниями для выдачи разрешения на серийное производство, к государственным испытаниям могут относиться квалификационные, периодические (для аттестации продукции по категориям качества), инспекционные и сертификационные. В государственных испытаниях принимают участие представители всех заинтересованных министерств (ведомств).

Межведомственные испытания проводят, как правило, при приемочных испытаниях, когда в комиссии принимают участие представители нескольких министерств (ведомств).

Ведомственные испытания - это испытания, проводимые комиссией из представителей заинтересованного министерства (ведомства).

При проведении ИЗМЕРЕНИЙ необходимо обеспечить их единство, т.е. необходимую точность, воспроизводимость и достоверность результатов ИЗМЕРЕНИЙ. Обеспечение единства ИЗМЕРЕНИЙ направлено на устранение расхождений в результатах повторных ИЗМЕРЕНИЙ у поставщика и потребителя и сокращение объема повторных ИЗМЕРЕНИЙ. При этом главной целью ИЗМЕРЕНИЙ является безусловная достоверность и полнота получаемой при испытаниях информации о качестве продукции.

Работы по обеспечению единства ИЗМЕРЕНИЙ организуются министерствами (ведомствами) под методическим руководством Госпотребстандарта Украины через головные организации по государственным испытаниям продукции, головные и базовые организации по стандартизации, контрольно-испытательные и метрологические службы объединений, предприятий, организаций.

Технической основой обеспечения единства ИЗМЕРЕНИЙ является аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений, средства аттестации и поверки. Нормативно-методической основой обеспечения единства ИЗМЕРЕНИЙ являются:

стандарты на методы ИЗМЕРЕНИЙ продукции, а также разделы методов ИЗМЕРЕНИЙ в стандартах и технических условиях на конкретную продукцию;

программы и методики ИЗМЕРЕНИЙ продукции;

организационно-методические документы, устанавливающие порядок деятельности испытательных подразделений, регламентирующие общие требования к испытаниям продукции, а также надзор за их проведением;

стандарты "Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ)".

По условиям и месту проведения различают испытания:

• лабораторные, осуществляемые в лабораторных условиях;

• стендовые, проводимые на испытательном оборудовании в испытательных или научно-исследовательских подразделениях. Испытательное оборудование может выпускаться серийно, например вибрационные стенды для ИЗМЕРЕНИЙ на вибрацию, ударные стенды и другие, а может специально соз­даваться (проектироваться и изготовляться) в процессе создания нового изделия для его испытания с целью получения каких-либо характеристик (показателей);

• полигонные, проводимые на испытательном полигоне, например, испытания автомобилей;

• натурные испытания в условиях, соответствующих условиям его использования по прямому назначению. В данном случае испытываются не составные части изделия или его модель, а только непосредственно изготов­ленная продукция. Характеристики свойств изделия при натурных испытаниях определяются непосредственно без использования аналитических зави­симостей, отражающих физическую структуру объекта ИЗМЕРЕНИЙ или его частей;

• испытания с использованием моделей проводятся на физической модели (упрощенной, уменьшенной) изделия или его составных частей. Иногда при этих испытаниях возникает необходимость в проведении расчетов на математических и физико-математических моделях в сочетании с натурными испытаниями объекта и его составных частей.

По продолжительности, а вернее по временной полноте проведения ис­пытания могут быть:

• нормальные, когда методы и условия проведения обеспечивают по­лучение необходимого объема информации о характеристиках свойств про­дукции (объекта) в такой же интервал времени, как и в предусмотренных условиях эксплуатации;

• ускоренные, когда методы и условия проведения обеспечивают полу­чение необходимой информации о характеристиках свойств объекта в более короткий срок, чем при нормальных испытаниях. Проведение ускоренных ИЗМЕРЕНИЙ позволяет сокращать затраты средств и времени на создание про­дукции. Ускорение получения результатов ИЗМЕРЕНИЙ может быть достигну­то за счет применения повышенных нагрузок, увеличения температур при термических испытаниях и т.д.;

• сокращенные, проводимые по сокращенной программе.

По результату воздействия, как и в методах контроля, различают испытания:

• неразрушающие - объект ИЗМЕРЕНИЙ после проведения ИЗМЕРЕНИЙ может функционировать (эксплуатироваться);

• разрушающие - объект после проведения ИЗМЕРЕНИЙ не может быть использован для эксплуатации.

Наконец, по определяемым характеристикам объекта различают испытания:

• функциональные - проводятся с целью определения показателей назначения объекта;

• на надежность - осуществляются для определения показателей надежности в заданных условиях;

• на прочность - проводятся для установления значений воздействующих факторов, при которых определенные характеристики объекта выходят за установленные пределы;

• на устойчивость - выполняются для контроля способности изделия реализовывать свои функции и сохранять значения параметров в пределах норм, установленных НТД, во время воздействия на него определенных факторов (агрессивных сред, ударной волны, электрического поля, радиационных излучений и т.д.);

• на безопасность — проводятся с целью подтверждения, установления факторов безопасности для обслуживающего персонала или лиц, имеющих отношение к объекту ИЗМЕРЕНИЙ;

• на транспортабельность - осуществляются с целью определения возможности транспортирования объекта в той или иной таре без нарушения способности объекта выполнять свои функции и сохранять значения пара­метров в пределах норм;

• граничные - проводятся для определения зависимостей между предельно допустимыми значениями параметров объекта и режимом эксплуатации;

• технологические - выполняются при изготовлении продукции с целью оценки ее технологичности.

В руководстве IS0/IЕС 2 дано следующее определение термина "испытание" - техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой. Другое определение дано в ДСТУ 3021-95 «Испытания и контроль качества продукции. Термины и определения". Согласно этому документу, испытания - экспериментальное определение количественных и (или) качественных свойств объекта как результата воздействия на него при его функционировании, а также при моделировании объекта и (или) воздействии на него.

Основными составляющими процесса ИЗМЕРЕНИЙ являются следующие:

1)Объект ИЗМЕРЕНИЙ - продукция, подвергаемая испытаниям. Главным признаком объекта ИЗМЕРЕНИЙ является то, что по результатам ИЗМЕРЕНИЙ принимается решение именно по этому объекту: о его годности или браковке, о возможности предъявления на последующие испытания, о возможности серийного выпуска и т.п. Характеристики свойств объекта при испытаниях можно определить путем измерений, анализов, диагностирования, применения органолептических методов или регистрации определенных событий при испытаниях (отказы, повреждения) и т.д.

Условия ИЗМЕРЕНИЙ - это совокупность воздействующих факторов и (или) режимов функционирования объекта при испытаниях. Условия ИЗМЕРЕНИЙ могут быть реальными или моделируемыми, предусматривать

2)определение характеристик объекта при его функционировании и отсутствии функционирования, при наличии воздействий или после их приложения.

3) Средства ИЗМЕРЕНИЙ - это технические устройства, необходимые для проведения ИЗМЕРЕНИЙ. Сюда входят средства измерений, испытательное оборудование и вспомогательные технические устройства (рис. 3).

 
 

4) Исполнители ИЗМЕРЕНИЙ - это персонал, участвующий в процессе ИЗМЕРЕНИЙ. К нему предъявляются требования по квалификации, образованию, опыту работы, другим критериям.

Рис. 4 - Учитываемые факторы, влияющие на качество проведения ИЗМЕРЕНИЙ

С учетом вышеуказанных составляющих на рис. 5 приводится структура процесса сертификационных ИЗМЕРЕНИЙ.

Сертификационные испытания продукции в большинстве случаев проводятся для оценки соответствия функциональных показателей условиям эксплуатации, способности к воздействию внешних факторов и критериям надежности. Внешние воздействующие факторы (ВВФ) во многом определяют требования к безопасности продукции в сфере ее применения и поэтому обычно оцениваются в рамках обязательной сертификации. Надежность как основное потребительское свойство продукции играет существенную роль в его конкурентоспособности на рынке. Показатели надежности часто являются предметом оценки при добровольной сертификации.

 
 

Рис. 5 - Структура сертификационных ИЗМЕРЕНИЙ

В зависимости от характера воздействия на изделия все ВВФ делятся на классы: механические, климатические и другие природные, биологические, радиационные, электромагнитных полей, специальных сред, термические.

Сертификационные испытания на надежность продукции проводят с целью оценки соответствия показателей надежности продукции технического применения. Для этого в испытательной лаборатории опреде­ляются количественные значения показателей надежности.

Надежность является сложным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения определяется, в свою очередь, сочетанием таких свойств, как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Безотказность свойственна объекту в той или иной степени в любом из возможных режимов его существования, не только в режиме работы объекта, но и зачастую при его хранении и транспортировании.

Долговечность - свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Объект может перейти в предельное состояние, оставаясь работоспособным, если, например, его дальнейшее применение по назначению станет недопустимым по требованиям безопасности, экономичности, эффективности и безвредности.

Ремонтопригодность - свойство объекта сохранять и восстанавливать работоспособное состояние путем проведения технического обслуживания или ремонтов. Ремонтопригодность представляет собой сложное свойство, заключающееся в приспособленности объекта к проведению технических обслуживании или ремонтов, а также учитывающее потребность в их проведении. Затраты времени и труда определяются в заданных условиях выпол­нения операций технического обслуживания и ремонта в части организации технологии, материально-технического обеспечения, квалификации персонала и т.п.

Сохраняемость - свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение срока хранения, а также после него и транспортирования. Сохраняемость объекта характери­зуется его способностью противостоять отрицательному влиянию условий и продолжительности хранения и транспортирования на его безотказность, ремонтопригодность и долговечность. Сохраняемость представляют в виде двух составляющих, одна из которых проявляется во время хранения, а другая -во время применения объекта после хранения и транспортирования.

Очевидно, что продолжительное хранение и транспортирование в необходимых условиях для многих объектов может отрицательно влиять не только на их поведение во время хранения, но и при последующем применении объекта. Вторая составляющая сохраняемости имеет особенно существенное значение.

Срок сохраняемости - это такая продолжительность пребывания объекта в режимах хранения и транспортирования, при которой изменения значе­ний показателей безотказности, ремонтопригодности и долговечности объекта, обусловленные его хранением и транспортированием, находятся в допускаемых пределах. Следует различать сохраняемость объекта до ввода его в эксплуатацию ив период эксплуатации (при перерывах в работе).

В зависимости от особенностей и назначения объекта срок сохраняемости его до ввода в эксплуатацию может включать срок сохраняемости в упаковке или законсервированном виде, срок монтажа и хранения в другом упакованном или законсервированном более сложном объекте.

Однако на практике обычно для каждого конкретного вида продукции (группы однородной продукции) используют не все, а лишь некоторые из перечисленных показателей. Это зависит от вида продукции, ее конструктивных и схемных решений, от назначения продукции, особенностей и условий ее использования.

Надежность объекта зависит от большого количества факторов, харак­тер воздействия которых, как правило, является случайным. В связи с этим подавляющее большинство количественных показателей надежности имеют вероятностный характер и дают представление о надежности всей совокуп­ности изделий какого-то определенного типа, но не позволяют оценить на­дежность данного конкретного образца.

Тем не менее, с их помощью можно решить целый ряд необходимых вопросов обеспечения и оценки надежности продукции в процессе ее проектирования и производства - сравнить надежность изделий, оценить надеж­ность численно или сравнить с заданным уровнем и т.д.

В зависимости от характера требований к надежности, сформулированных в техническом задании на вновь разрабатываемые изделия, применяют различные методы проведения ИЗМЕРЕНИЙ на надежность. Основными из них являются:

• определительные испытания, в результате которых определяют чи­словые значения показателей надежности (например, средняя наработка на отказ);

• контрольные испытания, в результате которых устанавливают, что значения показателей надежности испытываемого изделия не ниже (или не выше) некоторого значения с определенной (обычно заданной в техническом задании) вероятностью (например, средняя наработка на отказ не меньше 180 ч с вероятностью 0,95). Такая оценка менее информативна по сравнению с оценкой при определительных испытаниях, но и она часто удовлетворяет практические запросы, а главное, требует значительно меньших затрат вре­мени и средств на проведение ИЗМЕРЕНИЙ.

Для целей сертификации в основном применяют определительные испытания на надежность. Их классификация приведена на рис. 6.

 
 

Рис. 6 - Классификация определительных ИЗМЕРЕНИЙ на надежность

Основными этапами ИЗМЕРЕНИЙ на надежность, как определительных, так и контрольных, являются следующие: планирование, организация и проведение ИЗМЕРЕНИЙ и обработка полученной информации.

Планирование включает установление правила отбора образцов, опре­деление объема выборки и продолжительности времени ИЗМЕРЕНИЙ, выбор критериев приемки и браковки.

Организация и проведение ИЗМЕРЕНИЙ предусматривают регламентацию порядка и условий ИЗМЕРЕНИЙ, обеспечение порядка и условий при испыта­ниях, осуществление контроля за наблюдаемыми параметрами в процессе ИЗМЕРЕНИЙ, фиксацию отказов, формы учетных документов и т.д.

Для определительных и контрольных ИЗМЕРЕНИЙ значение и объем работ каждого из этапов ИЗМЕРЕНИЙ неодинаковы.

При определительных испытаниях этап планирования ИЗМЕРЕНИЙ сравнительно прост и сводится к ориентировочной оценке объема партий и длительности ИЗМЕРЕНИЙ, которые устанавливаются исходя из ожидаемой надежности и заданной точности оценки. Основной объем работы при определительных испытаниях приходится выполнять на этапе обработки полученной информации. Эта информация является статистической, и поэтому для ее обработки необходимо использовать аппарат теории вероятности и математической статистики.

Для контрольных ИЗМЕРЕНИЙ этапы планирования и обработки статистической информации одинаково важны.

Если сертификационные испытания на ВВФ и надежность проводятся в основном для сложных технических изделий и конструкций, то испытаниям на функциональные показатели подвергается продукция всех видов, подлежащая сертификации. Порядок данных ИЗМЕРЕНИЙ устанавливается в конкретных системах сертификации и методиках.

1. Общественно политическое развитие страны в условиях двоевластия

2. Корниловщина и её последствия

3. Приход большевиков к власти, их первые мероприятия

Историография: Западная (случайность прихода большевиков, «коварные происки» Антанты), советская (революция – локомотив истории; закономерность и объективность победы большевиков).

Краткий курс истории ВКП(б) – рождение версии о Великой Октябрьской Социалистической Революции (до этого – октябрьский переворот, октябрьские события и т.д.).

До конца 1950-х годов в советской историографии аббревиатура Вел. Окт. Рев. Не подвергалась сомнению. В начале оттепели появляется «Новая школа» (П. Волобуев, Еремин, Тарновский) – выдвинули концепцию альтернативности общественно-политического развития России в 1917 году. Просуществовало это направление недолго.

В горбачевский период возникает несколько новых направлений:

a) Традиционно-коммунистическое направление (Ричард Косолапов, Александр Рабинович – зарубежный историк). Октябрьская революция это закономерное и объективная сущность развития процессов 1917 года. Октябрьская революция это продолжение незавершенной февральской; она носила социалистический характер (т.к. после революции развитие России продолжалось самостоятельно и самобытно, не в продолжение тех тенденций, что имели место быть до того – революция это новый этап развития; после прихода к власти большевики не остановились на общедемократических задачах, а продвигались в сторону социалистических преобразований). Новое (в отличие от «Краткого курса ВКП(б)») – революция началась не по желанию большевиков, а объективно, но большевикам удалось встать во главе революции, воспользоваться ей в своих целях; не настаивают на чисто пролетарском характере революции – общедемократическая революция.

b) Либеральное направление (Александр Хайек – «Дорога к рабству»). Негативное отношение к революции, которая прервала эволюционное развитие страны и завела её развитие в тупик. Революция не закономерна, а случайна. В результате 70-летнее существование режима привело к глубокому кризису. Большевики поставили судьбы страны в угоду собственной доктрине, поэтому на них лежит полная ответственность за всё произошедшее со страной.

c) Социал-демократическая концепция (Геллер, Ю. Афанасьев, Некрич. Э.Карр – зарубежный историк). Февральская и октябрьская революция это управленческий кризис, который обрек страну на тупиковое развитие. Но они признавали, что кризис был объективен и был связан с Первой мировой войной (первые начали связывать с ней 1917 год) и управленческим кризисом. Не признают социалистического характера, исходя из лозунгов – общедемократическая революция. Не было ни «великой революции», ни «триумфального шествия советской власти» потому что после прихода большевиков к власти начинается эскалация гражданской войны. «Ленин – хороший, Сталин – плохой» – характерная для с.-д. концепция; перерождение революции из народной в бюрократическую.

d) Социально-психологическая (В. Булдаков «Красная смута») – наложение Фрейдовской теории на историю революции. Отход от парадигмы социально-экономического подхода, начало изучения социальной истории, массового сознания и массового поведения.

Февральская революция.

23 февраля – начало революции.

25 февраля – создание Петросовета (эсеры и меньшевики), который возник как орган стачечной борьбы, а не революционной власти -> переговоры с Президиумом бывшей Госдумы (IV) о создании Временного правительства до созыва Учредительного собрания (выполнение всех обязательств царского правительства, не вывод Петроградского гарнизона за пределы столицы, формирование правительства из состава «гражданственно-ответственных» людей).

2 марта – опубликование состава Временного правительства, во главе с кн. Львовым (либерал, земский деятель, участник Госдумы). В основном в состав вошли прогрессисты (кадеты, октябристы – Милюков, Гучков и др.). Петросовет заявил о поддержке Временного правительства, но если какие-то действия В.П. будут деструктивны, то Петросовет будет критиковать и выступать против.

Март – Временное правительство с кн. Львовым и Петросовет, который получил действительную поддержку народа. Если в столице возникло две власти (либеральная и революционно-демократическая), то на местах установилось торжество охлократии. Общенациональный кризис требовал незамедлительных и эффективных решений + политические партии России весной 1917 года получили такие права и свободы, которых не имели партии нигде в мире, следовательно, их политическая жизнь ничем не регулировалась.

Со 2 марта по 3 июля 1917 года для России было возможно три альтернативных пути развития:

ü Временное правительство во главе с кн. Львовым. Продолжение войны до победного конца вместе с Антантой; подготовка и созыв Учредительного собрания, как парламента; создание правительства народного доверия – консолидация наиболее широких социальных групп вокруг состава Временного правительства. Постепенное решение аграрного, национального вопросов, введение прогрессивного рабочего законодательства и др.

ü Петросовет (умеренные социалисты: эсеры, меньшевики, т.е. самые массовые политические партии). В отношении войны Россия должна стать на позиции «революционного оборонничества», т.е. все воюющие страны необходимо посадить за стол переговоров и найти мирное решение для тех вопросов, которые стали причиной войны. Немедленный созыв Учредительного собрания, которое должно было обозначать установление политической стабильности страны. Проведение безотлагательных реформ, социализация земли, предоставление права наций на самоопределение – до созыва У.собр. За широкую социальную коалицию, без которой невозможно сдержать социальный протест и революцию.

ü Большевистская альтернатива (Ленин. «Апрельские тезисы». VII апрельская конференция партии большевиков). 10 лозунгов: долой войну; никакой поддержки Временному правительству (НО: не долой Временное правительство. Скорее политика дискредитации); вся власть советам; экономический блок – концентрация банковского капитала и его национализация, рабочий контроль за производством и распределением, ликвидация частной собственности на землю (помещичьи, монастырские, кабинетные земли). Главная идея: перерастание буржуазной революции в социалистическую. Идея скорой победоносной мировой революции, Российская революция является лишь прологом – эта идея помогла Ленину в популяризации его точки зрения и привлечении сторонников.

Выбор альтернативы зависел от поддержки масс, результативности действий (наличие зримого результата) и сплоченности, организованности политических сил, выдвигавших данную альтернативу.

Ключевым вопросом был вопрос о войне, который привел к политическим кризисам и победой большевистского пути развития.

20 апреля 1917 года Милюков (МИД) и Гучков (военный министр) – нота от Временного правительства: продолжение войны до победного конца и продолжение выполнения своих обязательств и обязательств царского правительства, данных союзникам.

21 апреля – проведение первой мирной демонстрации против ноты и подписавших её министров Петросоветом (идея «революционного оборонничества»).

5 мая – князь Львов формирует первое коалиционное правительство (без Гучкова и Милюкова) под давлением массовой демонстрации. 7 умеренных социалистов и 10 либералов, во главе с кн. Львовым. Керенский – военный министр: необходимо убедить солдат не покидать окопы – удержание необходимой линии фронта.

Временное правительство должно было изменить свою тактику, поскольку под давлением Петросовета и военных комитетов был введен ряд указов дестабилизировавших ситуацию (приказ №1 – о выборности командиров в армии; обещание создание комитета для подготовки аграрного проекта было слишком поздним, поскольку начались самозахваты).

Решение военной проблемы и национального вопроса. К маю 1917 года начинается центробежное движение национальных окраин (Украина, Польша, Финляндия – «За свободу и независимости»).

На июнь 1917 года было запланировано наступление российской армии и на то же время было запланировано проведение Всероссийского съезда советов, это было неслучайно, поскольку демонстрация в поддержку Временного правительства выглядела бы как демонстрация в поддержку наступления.

Провал начавшегося наступления и неудача в продвижении войск на фронте – признание несостоятельности Временного правительства. Министры-либералы 30 июня поставили вопрос о введении в стране чрезвычайного положения, министры-социалисты же отказались. В результате был заключен компромисс: вывод Петроградского гарнизона на фронт и замена его более надежными и менее политизированными частями; введение чрезвычайного положения не по всей стране, а только в столице. 2 июля решение о перемещении частей Петроградского гарнизона было получено, а на следующий день солдаты 2 пулеметного полка инициировали начало новой мирной демонстрации, которая была активно поддержана фабзавкомами и впервые шла под лозунгами «долой временное правительство», «долой войну» и «фабрики – рабочим, землю – крестьянам».

В этот период времени партия большевиков рассматривала идею руководства этой демонстрацией с целью свержения Временного правительства и захвата власти, т.к. фабзавкомы были к тому моменту почти полностью большевистскими, но большинство ЦК (в том числе Ленин) воздержались от этой инициативы, т.к. несмотря на легкость захвата власти удержать эту власть большевики бы не смогли (малая численность и слабая организация партии). При этом большевики возглавили демонстрацию. В противовес им Временное правительство попыталось собрать своих сторонников, чтобы объявить о существовании другого мнения.

4 июля – для разгона демонстрации с санкции Петросовета и Временного правительства при приближении демонстрантов к Таврическому дворцу начинается расстрел (предполагалось стрелять поверх голов) – в результате погибло около 1,5 тыс. человек.

Отставка Львова, роспуск Временного правительства. Начинаются переговоры по созданию нового правительства (до 24 июля), его главой становится Керенский, состав: 10 социалистов и 10 либералов.

Расстрел мирной демонстрации обозначал конец двоевластия, поскольку во-первых, советы фактически перестали быть оппозицией, т.к. они вместе с Временным правительством санкционировали расстрел демонстрации и несли ту же ответственность, стали правительственной силой. Кроме того безбрежная демократия, царившая в стране должна была быть введена в правила, рамки и это стало главнейшей задачей нового кабинета. Правительство, которое стреляет в собственный народ, демонстрирует свое бессилие, что говорит о кризисе доверия и управленческих ошибках.

С июля по октябрь 1917 года начинается новый этап общественно-политического развития страны: Временное правительство, даже такое коалиционное выступает с инициативой усиления центральной власти; ограничение и даже запрет (радикальных, готовых к свержению законной власти) деятельности ряда политических партий; созыв учредительного собрания не позднее осени 1917 года; для стабилизации положения в армии должны быть введены военно-полевые суды для дезертиров и провокаторов.

Июль-август – VI съезд партии ВКП (б) /полулегальный/. Ленин в это время находился в Финляндии. Сняли лозунг «вся власть советов»; поставили задачу подготовки вооруженного захвата власти; запрет Ленину являться на суд к Керенскому (Ленин коварный немецкий шпион).

Альтернатива умеренных социалистов (Петросовет) никак не изменялась и не адаптировалась к изменившейся политической ситуации, поэтому она не имела шансов на победу.

14-18 июля – по инициативе Керенского собирается Государственное совещание в Петрограде, на нем присутствовало почти 4 тыс. делегатов (весь правительственный кабинет, представители от Ставки верховного главнокомандования, возглавляемой Корниловым, представители 400 местных советов – в основном умеренные социалисты; представители общественных комитетов и массовых организаций, финансово-промышленных групп). Консолидировать все мыслящие слои вокруг кабинета Керенского, цель в обеспечении социальной базы. //Керенщина - неспособность политического деятеля брать на себя ответственность и принимать непопулярные решения, которые могли бы стабилизировать ситуацию//.

В Могилеве, в Ставке верховного главнокомандования начинается подготовка вооруженного переворота, военного заговора против правительства Керенского. Поводом к Корниловскому наступлению стала сдача Риги немцам, поскольку возникла реальная угроза Петрограду.

24 августа конный корпус Крымова выдвигается к Петрограду под предлогом спасения от угрозы продвижения немцев, на самом же деле для контроля за Керенским. В Петрограде было решено создать красные отряды для защиты Петрограда от немцев, Корнилов был обвинен в измене и лишен статуса главнокомандующего. Большевики отправили к казачьему отряду Крымова посланцев, которые сообщили о реальных целях их похода к Петрограду. Т.о. военный переворот Корнилова провалился, поскольку военные не сумели обеспечить себе широкой поддержки (даже собственную армию использовали «в темную»), не подготовили настоящего заговора, всё было слишком открыто. Так или иначе 31 августа Корниловский мятеж был завершен полным провалом, но его провал в то же время означал начало кризиса правительства Керенского.

Итог Корниловского мятежа: кризис доверия, всё либералы из кабинета Керенского уходят из Правительства в отставку, в результате создается директория из 7 министров; остатки дисциплины и единоначалия в армии был похоронены; быстро начинает нарастать авторитет партии большевиков, в этих условиях большевики захватывают место в советах (1 сентября – глава Петросовета Троцкий, вместо умеренных социалистов большевики, 4 сентября – большевизация Московского совета и т.д.). До середины сентября большевики получившие большинство в советах вели переговоры о перераспределении власти из рук директории в руки советов, но не получили поддержки. Умеренные социалисты считали, что Россия должна просуществовать в капитализме не менее 50-100 лет, то большевики считали, что при опоре на мировую революцию эту стадию можно не проходить. Готовность большевиков на самые радикальные цели для получения власти.

С 12 по 14 сентября в Москве было проведено демократическое совещание о текущем моменте. Керенский намеревался избрать Временный совет Республики (предпарламент) как законосовещательный орган при директории. Большинство на демократическом совещании принадлежало большевикам, поскольку они доминировали в советах, для противостояния им Керенский пригласил на совещание либералов (в дни Корниловского мятежа они осудили инициативу военных). Большевистскую фракцию возглавлял Федор Раскольников. В процессе выборов делегатов большевики получили наибольшее число мест, но Ленин заявил, что участие большевиков в Предпарламенте это политический кретинизм.

Керенский нервничает и совершает множество ошибок, т.о. он не занимается первоочередными задачами, чем воспользовались большевики, которые начинают подготовку к военному восстанию.

10 октября проходит заседание ЦК в присутствии Ленина, где принимают решение о подготовке вооруженного восстания. В условиях паралича власти можно захватить её практически бескровно; продолжение деятельности Временного правительства грозит коллапсом.

10 октября формируется Военно-революционный комитет во главе с Подвойским.

Против вооруженного восстания: неготовность России к построению социализма, неуверенность в том, что стремительно растущая партия большевиков не сможет удержать власть во всей стране; опасались гражданской войны.

14 октября проведено расширенное заседание ЦК, формирование Военно-революционного центра (не функционировал).

20 октября на ряду с формирующимися отрядами красногвардейцев создается Петроградский гарнизон под руководством Троцкого. Распоряжения Керенского выполняются только с визой Троцкого. Следовательно, Керенский теряет всякую военную власть (ему остаются только казаки и юнкера).

24 октября Керенский решил действовать, поскольку приближался II Всероссийский Съезд Советов. Были арестованы все типографии большевиков –> «вчера было рано, завтра будет поздно» – большевики решают захватить власть. Захват красногвардейцами вокзалов, почты, телеграфа и т.д.

Временное правительство находилось в Зимнем дворце, который охранялся отрядом юнкеров и женским батальоном. Арест временного правительства.

25-27 октября – II Всероссийский съезд советов. На заседании ни Ленина, ни Троцкого не было, поскольку они ожидали исхода восстания. По инициативе Мартова был поставлен вопрос о законности деятельности большевиков и отзыве воззвания ВРК + осуждение действий большевиков в Петрограде, фракцию которых представлял Каменев. Каменев был во многом солидарен с Мартовым, но голосование сорвали представители эсеров и меньшевиков Хорас и Караш, которые заявили, что намерены покинуть заседание съезда до момента, пока большевики не отзовут своё воззвание и не откажутся от власти. Вернулись Ленин с Троцким – революция свершилась, Керенский уехал из Петрограда. Во второй день работы съезда Ленин и Троцкий принимали активное участие, доклад о «Декрете о мире» и «Декрете о земле» Ленина. «Декрет о мире» – Россия в одностороннем порядке выходит из войны, поэтому не считает себя связанной какими либо обязательствами + призыв к мировой революции (народы воюющих стран, не желающих мира должны совершить свои внутренние революции). «Декрет о земле» (позаимствован и эсеров) – ликвидация частной собственности на землю, общегосударственный фонд и уравнительное распределение земли крестьянскими комитетами среди тех, кто её обрабатывает. Проблема создания новых институтов власти – рождение новой советской формы демократии:

Съезд советов (высший законодательный) – в перерывах между съездами ВЦИК (многопартийная основа, все фракции не ушедши со съезда; во главе ВЦИКа попеременно состояли авторитетные люди).

Совнарком (исполнительно-распорядительная власть) – во главе избран Ленин, поскольку в состав временного Совнаркома вошли только большевики.

27 октября – декрет о запрете военно-полевых судов и отмена смертной казни; обращение «гражданин-гражданка-товарищ»; о созыве Учредительного собрания в течение ноября (необходимость советизации всей страны, сохранение идеи учредительного собрания среди самих большевиков). Подведено юридическое обоснование власти большевистским ВРК. Принятие декретов обеспечило широкую социальную базу и к марту 1918 года им удастся совершить советизацию страны (2/3 мирным путем). Начало совершенно нового этапа в развитии страны.

Проблемы, стоявшие перед большевиками: проблема укрепления вертикали власти; экономическая стабилизация; военная проблема.

После прихода большевиков к власти в Петрограде и советизации страны первой проблемой стало то, что на местах советы часто были не большевистские. 31 октября-14 ноября 1917 года – первый политический кризис большевиков, формальным поводом которого стало продвижение к Петрограду частей Краснова и Керенского. Всесоюзный исполнительный комитет железнодорожников (ВИКЖель) выдвигает ультиматум большевикам и Керенскому о начале переговоров для создания «однородного социалистического правительства», в противном случае грозили начать всероссийскую забастовку. Создана примирительная комиссия под руководством Ногина, одновременно большевики начали очень спешно формировать красноармейцев от красногвардейцев (временная структура, вооруженные рабочие), которые должны были быть готовы к отражению угрозы со стороны Краснова/Керенского. К 1 ноября стало ясно, что военная угроза минимальна и рисков для Петрограда нет, Ленин потребовал прекращения деятельности комиссии Ногина -> 1 правительственный кризис, в ходе которого члены комиссии Ногина сняли с себя правительственные и партийные должности. Съезд Крестьянских депутатов в Петрограде – Ленин просил избрать в состав своих представителей, т.о. с 4 ноября 1917 по 6 июня 1918 года создано было двухпартийное правительство, из большевиков и левых эсеров (тех самых, что состояли в комиссии Ногина). Для большевиков это правительство стало путем преодоления правительственного кризиса, а для эсеров попыткой оказать давление на большевиков, поскольку считали, что войдя в правительство, смогут проводить свою политику.

Второй политический конфликт в ноябре 1917 года, по завершению выборов в Учредительное собрание. Не было никаких сомнений в том, что выборы легитимны, единственным замечанием было то, что не во всех губерниях были выдержаны сроки проведения. Наибольшее число у правых эсеров (ок. 40%), но ни одна политическая партия не выиграла выборов, поскольку партии выступали с лозунгами, которые уже не были актуальны, а соответствовали ситуации весны 1917 года. У населения не было опыта парламентских выборов и понимания демократических ценностей, следовательно, явка на выборы была небольшой. Созыв Учредительного собрания в ноябре задержался в связи с тем, что жд транспорт встал, т.о. открытие было отложено до прибытия 2/3 делегатов, что произошло 5 января 1918 года, открытие было назначено на 16:00. Долго решалось формирование органов, затем обсуждалась повестка дня. Накануне созыва Учредительного собрания была принята «Декларация прав трудящихся...», которая стала прообразом Конституции, в которой Россия объявлялась республикой советов, поэтому повестка дня должна была быть пересмотрена (например, предложение Чернова о пересмотре повестки дня).

Утром 6 января газета «Известия» изложила причины разгона Учредительного собрания (нелояльность к власти, неконструктивность действий и т.д.).

Последствия разгона учредительного собрания: исчезновение парламента, радикализм большевиков (цель оправдывает средства).

С 6 по 10 января 1918 – съезд рабочих и солдатских депутатов, 7-12 января съезд крестьянских депутатов. Ленин выступил за объединение советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов потому, что объединенные легитимные советы имеют право принять решения принятые между II и III Всероссийскими съездами -> с января 1918 года страна советов.

Экономические мероприятия.

Большевики не имели какой-либо конкретной программы экономического развития, но несмотря на это им было необходимо решать неотложные проблемы.

Проблема с продовольствием началась с передела земли, в результате в ноябре 1917 года продлили указ царского и временного правительства о хлебной монополии государства (Создание товарообмена между городом и деревней для того, чтобы мотивировать крестьян продавать хлеб по фиксированным ценам, но к взаимной выгоде. Эта идея реализована не была, поскольку не было достаточного количества промышленных товаров для обмена. Второй мерой было создание рабочих отрядов самоснабжения, которые в деревнях и селах должны были вести заготовку продовольствия в обмен на расписки. Механизм продотрядов из передовых рабочих крупных предприятий, которые совместно с местными советами под специальные разнарядки осуществлял сбор продовольствия на селе).

14 ноября был принят декрет о рабочем контроле и распределении. Целью рабочего контроля было приобщение рабочих к элементам управления собственным предприятием. 28 ноября принятие декрета о национализации предприятий где не вводился рабочий контроль или же он осуществлялся некачественно («красная атака на капитал» - В.И. Ленин). Для управления национализированным сектором экономикой 2 декабря 1917 был создан ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства), который был сформирован из представителей отраслевых профсоюзов, которые с одной стороны знали реальное положение дел в экономике и могли решать управленческие задачи, с другой стороны знали положение дел в своей отрасли и всегда существовал соблазн перетянуть средства на нужды своего сектора, следовательно, объективности в управлении не было. Большевикам не удалось достигнуть экономической стабилизации в промышленности.

Социальная политика характеризовалась классовым подходом и была минимальной, поэтому к социальным мероприятиям относился запрет детского труда, страхование от производственных увечий, пенсия героям революции, ограничение женского ночного труда и др.

Внешняя политика.

В ноябре 1917 года большевики по линии военного наркомата и наркомата иностранных дел довести содержание декрета до правительств и народов всех остальных воюющих стран, лишь Германия достаточно конструктивно откликнулась, но с определенными условиями – сепаратный характер.

Январь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: