Проблема возникновения науки

Наука возникла в древнейших цивилизациях: Китае, Индии, Египте и т. д. Но эти знания не были выделены отдельно, они были фрагментарны, реципированы.
Наука возникает в античности в Древней Греции. Возникают обоснованные теории: механика Архимеда, логика Аристотеля. Но они не пытались понять и объяснить природу. Была теория, но не было экспериментов.
Наука возникла в Средневековье. Были эксперименты, которых не было в Античности. Были эксперименты, но не было теории.
Классическая наука возникла в 17 веке благодаря И.Ньютону и Г.Галилею из-за возникновения экспериментального естествознания. Математическая теория соединяется с экспериментальной проверкой. Момент возникновения классического экспериментального естествознания есть первая глобальная научная революция. Особенности классического естествознания: · Элиминация (исключение) субъективной сферы из научного знания (познания); · Абсолютная истина является высшим идеалом научной деятельности, главной целью и единой ценностью для ученого; · Научная деятельность и научное знание является ценностно-нейтральным, объективным; · Важный принцип – жесткий детерминизм (лапласовский) (причинно-следственная связь). Наука исключает любую вероятность, случайность; · Механицизм. Использование категорий механики для объяснения всех процессов; · Рассмотрение объектов как простых механических систем с неизменными характеристиками.
Глобальная научная революция в середине 19 века. Период дисциплинарной организации науки. Кроме физики развиваются биология, химия, социология, история. У каждой науки есть свой предмет исследования.
Неклассическая наука на рубеже 19-20 века. Квантовая механика и др. Многие открытия науки, которые изменили понятие мира ученых. · Предмет научного знания трактуется не как абсолютно объективная реальность, независимая от субъекта, а как некоторый ее срез (аспект), заданный через призму средств, форм и способов познания; · На смену детерминизму, линейным закономерностям, приходит вероятностная закономерность. Все процессы протекают нелинейно, подчиняются вероятностным закономерностям; · Возникает понятие относительной истины (истинным считается знание при определенных условиях).
Постнеклассическая наука развивается с 60-х годов 20 века. Развивается науковедение. Научное сообщество направляет ученых, принимает решения, считать ли данный вариант решения истинным или нет. · Наука – это социальное явление, оно подвержено воздействию культурных, политических, социальных факторов и это надо учитывать при анализе научного знания; · Организованный скептицизм – нельзя признавать приоритеты; · Появляется социальная ответственность ученого. Ученый начинает работать не ради истины, а ради общества; · Научное знание и деятельность нагружены ценностно-аксиологически; · Объекты, которые изучает наука, представляют собой системы, которые являются сложными, самоорганизующимися, саморазвивающимися. Они включают человека и общество в целом (экосистема); · Увеличение междисциплинарных исследований; · Интеграция (взаимодействие) гуманитарных и естественных дисциплин.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: