Проблема возникновения науки
Наука возникла в древнейших цивилизациях: Китае, Индии, Египте и т. д. Но эти знания не были выделены отдельно, они были фрагментарны, реципированы.
|
Наука возникает в античности в Древней Греции. Возникают обоснованные теории: механика Архимеда, логика Аристотеля. Но они не пытались понять и объяснить природу. Была теория, но не было экспериментов.
|
Наука возникла в Средневековье. Были эксперименты, которых не было в Античности. Были эксперименты, но не было теории.
|
Классическая наука возникла в 17 веке благодаря И.Ньютону и Г.Галилею из-за возникновения экспериментального естествознания. Математическая теория соединяется с экспериментальной проверкой. Момент возникновения классического экспериментального естествознания есть первая глобальная научная революция.
Особенности классического естествознания:
· Элиминация (исключение) субъективной сферы из научного знания (познания);
· Абсолютная истина является высшим идеалом научной деятельности, главной целью и единой ценностью для ученого;
· Научная деятельность и научное знание является ценностно-нейтральным, объективным;
· Важный принцип – жесткий детерминизм (лапласовский) (причинно-следственная связь). Наука исключает любую вероятность, случайность;
· Механицизм. Использование категорий механики для объяснения всех процессов;
· Рассмотрение объектов как простых механических систем с неизменными характеристиками.
|
Глобальная научная революция в середине 19 века. Период дисциплинарной организации науки. Кроме физики развиваются биология, химия, социология, история. У каждой науки есть свой предмет исследования.
|
Неклассическая наука на рубеже 19-20 века. Квантовая механика и др. Многие открытия науки, которые изменили понятие мира ученых.
· Предмет научного знания трактуется не как абсолютно объективная реальность, независимая от субъекта, а как некоторый ее срез (аспект), заданный через призму средств, форм и способов познания;
· На смену детерминизму, линейным закономерностям, приходит вероятностная закономерность. Все процессы протекают нелинейно, подчиняются вероятностным закономерностям;
· Возникает понятие относительной истины (истинным считается знание при определенных условиях).
|
Постнеклассическая наука развивается с 60-х годов 20 века. Развивается науковедение. Научное сообщество направляет ученых, принимает решения, считать ли данный вариант решения истинным или нет.
· Наука – это социальное явление, оно подвержено воздействию культурных, политических, социальных факторов и это надо учитывать при анализе научного знания;
· Организованный скептицизм – нельзя признавать приоритеты;
· Появляется социальная ответственность ученого. Ученый начинает работать не ради истины, а ради общества;
· Научное знание и деятельность нагружены ценностно-аксиологически;
· Объекты, которые изучает наука, представляют собой системы, которые являются сложными, самоорганизующимися, саморазвивающимися. Они включают человека и общество в целом (экосистема);
· Увеличение междисциплинарных исследований;
· Интеграция (взаимодействие) гуманитарных и естественных дисциплин.
|