Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Эта социальная ситуация связанности ребенка с взрослым Л.С. Выгодский назвал ее ситуацией "МЫ", что означает неразрывное единство ребенка и взрослого.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.
Как показали исследования Д.Б. Эльконина и М.И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, сто предмет этой деятельности - другой человек. Но если предмет этой деятельности - другой человек, то эта деятельность - суть общения.
Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д.Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого.
|
|
Так, очень скоро голосовые реакции приобретают характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер.
По мнению Выгодского, общение с взрослым в этом возрасте - основной путь проявление собственной активности ребенка. М.И. Лисина говорила об упреждающем влиянии взрослого - "общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и "присваивает" добытое людьми ранее. Вот почему общение - главнейший фактор общего психического развития детей".
М. И. Лисина указывала на существование трех групп факторов, доказывающих решающую роль общения в общем психическом развитии младенца:
1) изучение детей - "Маугли";
2) исследование природы и причин так называемого госпитализма;
3) прямое выявление влияния на психическое развитие в формирующих экспериментах.
Детей - "Маугли" изредка находят среди животных (главным образом волков), и они всегда привлекают к себе пристальное внимание ученых, результаты психического исследования этих детей, обнаруживают у них глубокое необратимое недоразвитие.
Грубые формы госпитализма привлекли внимание общественности в период второй мировой войны, когда в европейских странах многократно увеличилось количество сирот. Дефицит общения с взрослыми, составляющий сущность явления госпитализма, проявляется в речевом недоразвитии, в более поздних возрастах - в неспособности любить окружающих, неспособности к избирательному отношению к взрослым и сверстникам, в отсутствии волевого поведения, инициативы, преобладании репродуктивных действий.
|
|
Третьей группой факторов, явились результаты многолетних исследований, осуществлявшихся в процессе формирования экспериментов и специально организованных сеансов общения. В общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть какими-то новым знанием, новым умением. Настаивая на решении задачи, взрослые добиваются того, что ребенок с нею справляется. В этом, по мнению М.И. Лисиной, проявляется третий механизм влияния общения на развитие малыша - подкрепление взрослым усилий ребенка, их поддержка и коррекция.
Общение ребенка с взрослым определяет все основные новообразования этого возраста. Как указывала Л.И. Божович, на протяжении первого года постепенно развивается сознание младенца: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в предметах окружающей действительности.
С точки зрения возникновения новообразований возраста период младенчества можно поделить на подпериоды: с 2 до 5-6 месяцев и с 5-6 до 12 месяцев.
Первый подпериод характеризуется тем, что идет чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем. Развитие сенсорных механизмов составляет основу ориентировочных реакций (сосредоточение, слежение, круговые движения глаз). В 4 месяца появляется реакция на новизну, развивается слуховое восприятие, развивается тактильная чувствительность, голосовые реакции ребенка (гуление, гуканье, лепет).
Второй подпериод младенческого возраста связан с возникновением акта хватания - первого организованного, направленного действия.
Хватание, направленное к предмету стимулирует возникновение сидения, перед ним открываются новые предметы, которые начинают так интересовать ребенка, что это приводит к разрыву слитности ребенка со взрослым.
Как указывал Д.Б.Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее под влиянием общения изнутри самое общение. Ребенок становится на ноги.
В результате расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти и взять какой-либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении с взрослыми должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: "Дай!", затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года.
Этот кризис характеризуется разрушением прежней социальной ситуации развития ребенка и образованием иных форм общения, которые приводят к появлению новой социальной ситуации.
Особенности такого кризиса в его новообразованиях заключается в следующем.
Это, прежде всего "автономная речь" ребенка, которую понимает только его мама. Слова возникают у ребенка в эмоциональных ситуациях, которые воспринимаются им как нечто целое. Такие слова ситуативны и многозначны; налицо уже общение, обращение, но еще лишенное постоянства значений. По форме - это общение, а по содержанию - эмоционально-непосредственная связь ребенка с взрослым и с ситуацией. Ребенок и взрослый еще связаны общностью ситуаций, в которых возникают слова.
Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер.
Затем ходьба, афферентация которой еще не налажена. Она состоит пока в медленном и неуверенном перемещении, полностью занимающем ребенка.
|
|
Ребенок ходит, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение.
Ходьба знаменует разрыв старой ситуации развития.
Л.И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации. Наступает момент - примерно 1 года 2-3 месяцев, - когда ребенок подчиняется диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжить делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании.
Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми.
Таким образом, сущность кризиса одного года заключается в разрыве полной слитности ребенка и взрослого.
Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение биоритма (например, соотношения сна - бодрствования); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость).
Чаще всего появления сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Понимающие родители стараются направить активность стремящегося к независимости ребенка в нужное русло.
Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии психического развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной линии открывает новые возможности для развития другой.
|
|
Существует явная, магистральная, для каждого возраста своя линия развития. Однако основные новообразования, приводящие к слому старой социальной ситуации развития, формируются по другой линии, которая не является направляющей в данный период; они возникают как бы подспудно.
Но эта ориентация станет определяющей развитие в следующий возрастной период. Основная задача воспитания ребенка на этой стадии (стадии младенчества) - максимально расширять и развивать широкую ориентацию ребенка в окружающей действительности.
Как подчеркивает Д.Б. Эльконин, всякое раннее создание готовой функциональной системы занимает кусок в центральной нервной системе, и потом его нужно перестраивать. Важно, чтобы с самого начала развития функциональные системы строились на обогащенной ориентировочной основе.