Нормы, привычки, рутины

Старые и новые институционалисты понимали под институтами разные вещи.

В основе понимания институтов лежат правила, нормы, привычки.

Старые институционалисты: привычки и стереотипы мышления, разделяемые большим числом членов общества Веблен назвал институтами.

Привычки необходимы, чтобы иметь дело со сложностью повседневной жизни. Они обеспечивают индивидов определённой моделью поведения без привлечения глобальных рациональных расчётов с привлечением большого объема информации.

Рутины – установившееся практика, заведенный порядок деятельности.

Взаимосвязь привычек, рутин и институтов.

e [3201]" strokecolor="#f79646 [3209]" strokeweight="2pt">

общество
институты


Общество институты

Группа индивидов
рутины


Группа рут


привычки
индивиджд
Индивид привычки

Старые институционалисты делают упор на культурные нормы и традиции, привычки и рутины. По их мнению институты не столько ограничивают, сколько направляют, поощряют и облегчают человеческую деятельность, они формируют связи между людьми и делают поведение других понятным и предсказуемым для других.

Новые институционалисты считают институтами новые институционалисты нормы экономического поведения, возникающие из взаимодействия индивидов – юридические (формальные) и неформальные нормы, образующие ограничения для деятельности.

Нормы.

Норма – это предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и направленная на поддержание порядка. (обязательно присутствие хотя бы 2х сторон)

Элементы, которые входят в понятия нормы:

1) Атрибуты, определяющие группу людей, на которую распространяется норма

2) Фактор долженствования – может, должен, не должен

3) Цель (желаемый результат)

4) Условия, при которых действует норма

5) Санкции

В соответствии и этим выделяют 3 вида норм, их отличают разный состав и количество элементов.

1) Совместная стратегия: атрибут, цель, условие (пример: фокальная точка)

Рассмотрим пример: фокальная точка – место встречи при потере друг друга

Атрибут – факт потери людей, служит возникновением совместной стратегии

Цель – нахождение друг друга

Условие – наличие бросающихся в глаза известных примет, вблизи которого вероятнее встреча

2) Норма в узком смысле слова = соглашения(так как носят добровольный характер: атрибут, фактор долженствования, цель, условия

3) Правила: атрибуты, фактор долженствования, цель, условия, санкции

Хозяйство – это совместная деятельность, упорядоченная посредством институтов.

Нормы бывают:

1) Рефлексивные (внешние)

2) Этические (внутренние)

Отличая рефлексивной нормы от этической:

ü Рефлексивная – внешняя, то есть не предполагает, что исполняющий её человек следует внутренним побуждениям

ü Рефлексивной норме свойственна взаимность ожиданий. Этическая норма не предполагает ответную обязанность, то есть не дает оснований ожидать сходного поведения от других. Рефлексивные – порождают отношения, определяющие взаимные позиции участников в смысле их взаимных ожиданий.

Пример: правовые нормы: обязательство одного лица соответствует право требования на другой стороне (на стороне другого лица). Таким образом, институт – рефлексивная (внешняя) норма. И закрепление внешней нормы на практике называется институционализацией хозяйственной деятельности.

Тема №7.

Рациональность как норма поведения.

Выделяют 4 типа поведения: (Вебер)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: