17.09.12
Три основных вида способов изложения норм права:
· Прямой способ изложения - в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция);
· Отсылочный - в статье нормативно-правовых актах содержатся не все структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта;
· Бланкетный - при данном способе в статье нормативно-правового акта излагается гипотеза и санкция. Диспозиция только называется, но не раскрывается.
Нормативно-правовой акт. Понятия, признаки и виды.
Под нормативными актами понимаются акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера.
Признаки:
1. Создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом);
2. Нормативно-правовой акт содержит в себе нормы права, т.е. обязательные правила общего характера;
3. Норм прав акт выступает в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта, наименование органа, принявшего акт;
|
|
4. Юридические нормы в нормативных актах группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям;
5. Нормативно-правовые акты должны быть законными, своевременными, компетентными.
Классификация:
1) По содержанию:
* Акты, содержащие нормы только одной отрасли права (семейное, уголовное);
* Акты, имеющие комплексный характер (торговые);
2) По объему и характеру действия:
* Акты общего действия - охватывают собой всю совокупность отношений на определенной территории;
* Акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
* Акты исключительного, или чрезвычайного, действия - возможности данного акта - реализация при наступлении чрезвычайных обстоятельств, на которые рассчитан акт;
3) По субъектам государственного правотворчества:
* Законодательная (законы);
* Исполнительной власти (подзаконные акты);
* Судебная (юрисдикционные акты общ характера);
4) По юридической силе:
* Законы. Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Признаки:
ü принимается по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни;
ü принимается высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;
|
|
ü законы принимаются в особом законодательном порядке, и принятие закона включат в себя 4 обязательные стадии:
o внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта;
o принятие закона;
o опубликование закона;
o законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть изменены или отменены только законодательной властью;
o верховенство закона означает, что ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования.
Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государства и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится вся система нормативно-правовых актов. Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами и регламентируют определенные сферы общественной жизни;
* Подзаконные акты. Подзаконный акт - акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.
Виды:
· общие подзаконные акты - действие этих актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории определенного государства (нормативные указы президента, постановления правительства);
· местные подзаконные акты - их издают органы исполнительной и представительной власти на местах (в краях, областях), и действие этих актов ограничено в подвластной им территории;
· ведомственные нормативно-правовые акты - приказы, инструкции различных министерств, ведомств. Они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений;
· внутриорганизационные нормативно-правовые акты - издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций.